Найти тему

7 способов передать эмоции героя (шпаргалка писателя)

Оглавление

Статья будет интересна начинающим писателям. Примеры взяты из книги Мариам Петросян «Дом, в котором…».

Прямое описание

фокальный герой

Он смотрел на них, присев на корточки, вжавшись лбом в прутья перил. Он хотел быть среди них, невидимой частью взрослой, прекрасной жизни, изнывал от желания спуститься – и не двигался с места.

Мы называем эмоции, используя, прежде всего, глаголы, реже абстрактные существительные.

Внутреннее описание

фокальный герой

Сердце его трепыхалось, как раненая птица. Ему было больно от слишком большого счастья.

Мы описываем, что герой ощущает, как реагирует на ситуацию его тело.

Внутренний диалог, мысли

«Вот они какие, – подумал он горько. – Склеенные из кусочков. И я один из них. Такой же. Или стану таким. Это как зоопарк. И ограда – сетка со всех сторон».

Искажённое восприятие действительности

фокальный герой

«Кругом были лица. Чужие и острые, как лезвия ножей. Пугающие пронзительные голоса. И он испугался».

Действия и жесты

нефокальные герои

– Ты их не любишь? – спросил мальчик, наблюдая, как тот шнурует его кеды.
– Аза что? – Слепой скинул его ногу с колена и поставил другую. – За что я их должен любить?
Он едва дождался жакетки и не дотерпел до расчески. Отросшие за лето светлые волосы остались взъерошенными.
– Все, пусти! Я пойду! – крикнул он и побежал, оскальзываясь от нетерпения. Коридор, лестница, первый этаж. Распахнутую дверь во двор подпирал полосатый чемодан. Он выбежал на крыльцо и замер в растерянности.

Примечание:

Действия и жесты не так хороши для описания эмоций фокального героя, так как они могут показаться неестественными. Часто персонаж, постоянно размышляющий о том, как и зачем он закинул ногу на ногу, кажется нам надутым индюком. Если герой и задумывается о своих действиях, то лучше бы, чтобы он сделал из этого какой-то вывод. Например: «Блин, опять я нос почесал, жена меня раскусит».

Предположения

фокальный герой о нефокальном

(о драке со слепым мальчиком)
– Шарахнул зачем-то по глазу. Завидует моему зрению, наверное…

Диалог

любые герои

– Он сказал – я должен уметь драться. А зачем, спрашивается? Он всегда молчит и молчит, как глухой, – вот и молчал бы дальше. Когда он говорит, с ним вообще невозможно. Я раньше думал: «Как плохо, что он молчит!» А теперь думаю, что было лучше.

Эмоции можно передать темпом речи, повторениями, усилительными конструкциями и т.д. А также, само собой, смыслом слов.

Важно помнить, что когда высказывается главный герой, нужно, чтобы его слова подкреплялись и другими средствами. Если персонаж ругается и вопит, а внутри у него тишь да гладь, читатель может заподозрить его в неискренности.

Бонус: интуитивное восприятие

любой герой

Пример привести сложно. Допустим, из предыдущих глав мы знаем, что муж изменяет героине. Она пока что ничего не подозревает, но сегодня он по неосторожности забыл дома телефон. Героиня ещё не испытывает никаких эмоций, но читатель их уже предвкушает. Чувствует их заранее.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы узнать больше: https://t.me/dariasnitzar