Найти тему
Turizm

Что на самом деле произошло с Ту-144 ― советским сверхзвуковым конкурентом Concorde?

Оглавление

Почему наш самолет не пользовался таким успехом, как его англо-французский аналог?

Ту-144, произведенный в Советском Союзе, первым в мире из сверхзвуковых пассажирских самолетов поднялся в воздух. И это несмотря на огромное количество «встроенных» недостатков. Более крупный, тяжелый и менее технологичный, чем Concorde, он практически закончил свою историю после ужасной аварии на Парижском авиасалоне на глазах сотен тысяч людей. Да и создать хоть какой-то маломальский комфорт для пассажиров не успели или не смогли.

Самолет был шумным, неудобным и, надо признать, непопулярным. Эти факторы в совокупности привели к тому, что производство Ту-144 прекратилось так же быстро, как и началось, и до наших дней сохранилось всего семь экземпляров.

Первый сверхзвуковой пассажирский самолет в мире

Фото: Ту-144
Фото: Ту-144

В то самое время, когда Европа была занята разработкой, как она надеялась, первого в мире сверхзвукового авиалайнера, Советский Союз не сидел, сложа руки, а готовил европейским соседям сюрприз. Прозванный «Конкордским» из-за своего сходства с англо-французским «Конкордом», Ту-144 совершил свой первый полет 31 декабря 1968 года, на несколько месяцев опередив конкурента.

Это была эпоха, когда страны, претендующие на ведущие роли в мире, бросали в топку все, что у них было, лишь бы стать первыми, будь то запуск ракеты в космос или высадка человека на Луну. Таким образом, сверхзвуковая гонка стала предметом национальной гордости. Чего бы это ни стоило, Туполев был полон решимости сделать так, чтобы СССР первым совершил полет на сверхзвуковом пассажирском реактивном самолете.

Ту-144 на несколько лет опередил то, на что действительно была способна советская авиапромышленность.

Фото: Ту-144
Фото: Ту-144

СССР совершил этот подвиг, однако на деле оказалось все не так гладко, как на бумаге и в отчетках руководству страны. Советская авиационная промышленность явно отставала от европейской и американской.

Фото: Concorde
Фото: Concorde

Действительно, разработка Concorde положила начало нескольким технологиям, опередившим время. Таковыми стали, к примеру, тормоза из углеродного волокна и система Fly-by-Wire ― электродистанционная система управления лайнером из кабины пилотов.

Фото: кабина пилотов Concorde
Фото: кабина пилотов Concorde
Фото: кабина пилотов Ту-144
Фото: кабина пилотов Ту-144

Кроме того, бортовой компьютер англо-французской разработки, позволял самолету автоматически изменять форму воздухозаборников для максимальной эффективности и конфигурацию крыла, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.

В ответ СССР вложил все силы в Ту-144, и то, что такой самолет вообще удалось создать, было невероятным достижением.

Однако в конструкции Ту-144 было много недостатков. Он был больше и мощнее, чем Concorde, но при этом более чем на 20 тонн тяжелее!

Фото: Ту-144
Фото: Ту-144

Управление двигателем было менее совершенным, аэродинамика оказалась не столь хороша, а тормозная система вообще пришла из предыдущего поколения. Увы, но эти и другие минусы предопределили судьбу Ту-144: ему вряд ли когда-нибудь удастся стать настоящим конкурентом «Конкорду», вдвое превосходившего его по топливной эффективности.

Фото: Concorde
Фото: Concorde

Но судьбу туполевского чуда в результате решили другие, более зловещие обстоятельства.

Трагическая история Ту-144

Ту-144, безусловно, был чудом инженерной мысли, но при этом менее совершенным, чем «Конкорд».

Фото: Ту-144 на выставке
Фото: Ту-144 на выставке

Начало конца проекта Ту-144 было положено в 1973 году, когда оба сверхзвуковых самолета должны были поразить публику на Парижском авиасалоне. На глазах у 200 000 зрителей «Конкорд» взлетел и провел безупречную демонстрацию в ясном небе над Ле Бурже. После этого настала очередь советского лайнера.

Ту-144 взлетел и совершил успешный разворот на 360 градусов, перейдя в крутой набор высоты. Он выровнялся и начал запланированное снижение. План состоял в том, чтобы совершить пролет на небольшой высоте и тем самым продемонстрировать невероятно быстрое ускорение.

Но машина не выдержала такого напряжения. Ту-144 начал распадаться на части уже в воздухе на высоте около 450 метров прямо над толпой зрителей и рухнул в соседней деревне. В результате аварии погибли все шесть членов экипажа, а также восемь гражданских лиц из Франции, находившиеся на земле. Кроме того, серьезные травмы получили 60 случайных прохожих.

Существует несколько теорий относительно того, почему Ту-144 потерпел крушение.

Фото: Ту-144
Фото: Ту-144

Одни объясняют это ошибкой пилота, который потерял управление из-за жесткого маневрирования на низкой скорости.

Согласно другим, это был неоправданно резкий маневр находившегося поблизости истребителя «Мираж», из-за которого пилот вынужден был отклониться в сторону и не смог выправить траекторию.

В любом случае, именно авиакатастрофа в Париже поколебала всеобщее доверие к самолету и вызвала вопросы по поводу качества его конструкции.

Ту-144 и «Аэрофлот»: любовь или принуждение?

Фото: Ту-144
Фото: Ту-144

Единственным оператором Ту-144 был «Аэрофлот». Авиакомпания начала летать на сверхзвуковых скоростях между Москвой и Алма-Атой в 1975 году, но первые рейсы перевозили только почту. По сути, это были тестовые полеты, и, хотя они побили множество рекордов, отсутствие готовности брать на борт пассажиров красноречиво говорит об уровне доверия руководства «Аэрофлота» к новому самолету. Тем не менее, в конце концов пассажирские перевозки стартовали. Это случилось в 1977 году.

Фото: салон Ту-144
Фото: салон Ту-144

В салоне было невероятно шумно ― как из-за работы двигателей, так и из-за жизненно важных кондиционеров. Именно они предохраняли пассажиров от перегрева из-за трения воздуха об обшивку самолета. Тем не менее, пассажиры физически не могли поддерживать беседу на борту, а вынуждены были передавать друг другу записки.

Существовало и множество других проблем. Пассажиры жаловались, что кресла, установленные в пять рядов, были слишком тесными. Для сравнения Concorde имел всего четыре места в ряду. Кроме того, столики для подносов не открывались, туалеты не работали, а шторки иллюминаторов имели «привычку» опускаться самостоятельно, хотя к ним никто не прикасался.

Туполеву удалось вывести Ту-144 на рынок, но, оказавшись там, он доставлял всем больше хлопот, чем того стоил.

Фото: Ту-144
Фото: Ту-144

«Аэрофлот» опубликовал пятилетний план полетов с 1976 по 1982 год, в котором Ту-144 отсутствовал. Модифицированный, то есть, улучшенный вариант разбился, когда летел с завода в расположение нацперевозчика в 1978 году, и это явилось последней каплей.

«Аэрофлот» прекратил программу, совершив всего лишь 102 коммерческих рейса, и только 55 из них имели пассажиров на борту.

Производство Ту-144 остановили в 1982 году. В то время оставалось еще 14 экземпляров, на некоторых из них экипажи проходили кратковременную подготовку к космическим полетам советских шаттлов. К концу 1980-х годов все Ту-144 были законсервированы и долгое время находились на хранении на советской авиационной испытательной базе в подмосковном Жуковском.

Фото: Ту-144 СССР-77115
Фото: Ту-144 СССР-77115

Семь Ту-144 сохранились до наших дней. В Жуковском их осталось два, они имеют регистрационные номера CCCP‑77114 и CCCP-77115.

Еще один находится в Музее автомобилей и техники в немецком Зинсхайме, где он установлен на крыше здания рядом с Concorde, летавшем под ливреей Air France.

Фото: Ту-144 в Казани
Фото: Ту-144 в Казани

Четвертый «живой» Ту-144 выставлен в Музее гражданской авиации в Ульяновске, ну а последнюю тройку можно найти в Научно-исследовательском институте в Самаре, перед зданием Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) на улице Четаева (СССР-77107) и в Музее военно-воздушных сил в Москве.

Все остальные были сданы на металлолом.