В любом деле есть свой пионер. Кто же первым изобрел то, что сегодня знакомо каждому автомобилисту и какая судьба была у инновации?
Все знают, например, когда и как появился первый автомобиль Карла Бенца. Но автомобильный мир держится не только на этом изобретении. Масса важнейших инноваций появляется каждый год. Какие-то сразу производят революцию, а каким-то приходится долго ждать своего часа.
Первый кондиционер в легковом автомобиле
Для большинства современных водителей наличие кондиционера в автомобиле стало вещью привычной, ведь сейчас такой опцией оснащаются даже бюджетные модели. Однако еще несколько десятилетий назад кондиционер был признаком роскоши. Самая же первая машина с кондиционером, установленным на заводе, была представлена 10 ноября 1939 года на автосалоне в Чикаго. Ей стал стал Packard 12 Sedan.
Разумеется, кондиционеры использовались в транспорте и до этого, но именно «Паккард» стал первым легковым авто с таким дополнением. Кондиционер был опцией — за возможность охлаждать салон нужно было доплатить 274 доллара. Сама система была очень громоздкой в силу новизны и несовершенства конструкции. Детали кондиционера были установлены не только под капотом, но и салоне, а также скрадывали чуть ли не половину пространства в багажном отделении. Желающих купить «Паккард» с кондиционером практически не было. В 1941 году компания убрала эту опцию из списка оснащения своих моделей.
Самые первые ремни безопасности, подголовники и детские кресла
В 50-е Volvo удивляет Швецию гарантией на любой ущерб, нанесенный автомобилю в результате столкновения в течение пяти лет эксплуатации. А 1958 год запомнился тем, что новая модель PV544 и легендарный Amazon оборудованы 3-точечными ремнями безопасности на передних сиденьях. Volvo стала первым производителем, предложившим такой уровень защиты в стандартном оснащении своих автомобилей. Тем своим изобретением они спасли, наверное, уже миллионы людей на Земле.
Ну а дальше инновации (многие по части безопасности) просто сыплются из Volvo как из рога изобилия: в 60-х на новой серии Volvo 140 впервые появляются подголовники на передних сиденьях, ремни безопасности для трех пассажиров на задних сиденьях. В 1963 году шведские специалисты взялись за разработку детских автокресел, став первыми в этом направлении не только среди автопроизводителей, но и среди компаний, делающих товары для детей.
Уже в 1964 году был официально представлен первый прототип, а в 1967 году на том же Volvo Amazon появилась функция поворота переднего сиденья, дополнявшаяся детскими ремнями безопасности. В 1972 же появилось уже полноценное детское кресло с посадкой против хода движения.
Первые подушки безопасности
Бывший американский военный инженер по имени Джон У. Хетрик в 1953 году запатентовал конструкцию подушки безопасности, существовавшую только на бумаге. Она включала баллон для сжатого воздуха под капотом и надувные мешки, расположенные на руле, в середине передней панели и в «бардачке». Клапан баллона открывался и надувал мешки всякий раз, когда вследствие удара ослабевало давление на его подпружиненный замок. В том же году, только тремя месяцами позже, похожий патент, но уже в Германии, получил местный изобретатель Вальтер Линдерер. После детальных исследований этой технологии в Европе уже в 60-х годах выяснилось, что воздух не успевает наполнять систему с нужной скоростью.
В США в конце 1950-х Ford и General Motors тоже начали серьезные эксперименты на эту тему. Но знаковый прорыв случился в Японии, где в 1963 году изобретатель Ясузобуро Кобори придумал, как мгновенно надуть воздушный мешок. Не хватало буквально пустяка — подходящего датчика.
Именно его спустя еще четыре года после изобретения японца придумал американец Аллен Брид. Конструкцию Брида, идею которой, кстати, он продал всего за $5, многие как раз и считают отправной точкой в истории подушек безопасности. В начале 1970-х, Ford предложил первые оснащенные подушками безопасности автомобили. Правда, не серийные, а лишь экспериментальные образцы. Первым серийным и абсолютно гражданским автомобилем с подушкой безопасности еще в 1973 году стал Oldsmobile Toronado, на котором стояла система Брида.
А в 1981 году 5 марта на автосалоне в Женеве Mercedes-Benz впервые показал подушку безопасности в качестве опции и как дополнение к ремням с преднатяжителем на своей топовой модели W126. Именно такая комбинация и сегодня считается наиболее эффективной.
Первые пневматические шины и первые «липучки»
История изобретения пневматической шины сегодня выглядит как легенда. Якобы в 1888 году ветеринар Джон Бойд Данлоп приглядывал за сынишкой, который катался на трехколесном велосипеде. Но как только мальчуган выезжал на брусчатку, отцовское сердце не находило себе места — цельнолитые шины детского «велика» напрочь лишали ребенка комфорта, скорости и удовольствия от езды.
Здесь Данлопу в голову и пришла идея — обернуть колесо своеобразной камерой, склеенной из нескольких полос резины, и наполнить ее воздухом. Так появился первый прообраз современной шины. А езда сразу же стала комфортнее при том, что хорошее сцепление резины с дорогой никуда не делось.
Предприимчивый Данлоп в том же году запатентовал изобретение и организовал производство пневматических шин, основав в 1889 году компанию Dunlop Pneumatic Tyre Company. И пока Michelin в 1891 году не придумала съемные шины, ветеринар выпускал свое изобретение в первозданном виде — приклеенные к колесу велосипедные шины, которые накачивались насосом для футбольного мяча.
Позже именно в научном центре Dunlop впервые создали водоотталкивающую резиновую смесь для создания зимних шин (моделей Graspic, SJ4 и др.) без шипов противоскольжения. Иначе говоря, придумали «липучки».
Первый радар, измеряющий скорость
В истории с радарами начиналось все в относительно далеком прошлом. Изобретателем радара — прибора, способного обнаружить движущийся объект и даже определить его скорость, стал советский ученый Павел Ощепков. Наш соотечественник в 1932 году выступил с докладом, в котором рассказал о своем открытии. Против автомобилистов товарищ Ощепков, надо отдать ему должное, ничего не имел. Он работал на «оборонку» и предлагал использовать эффект отражения радиоволн для поиска летящих самолетов.
Идея применить полезное изобретение именно в сфере контроля за соблюдением правил дорожного движения принадлежит, скорее всего, американцам. На волне их массовой автомобилизации в начале «пятидесятых» годов прошлого века первые радары для контроля скорости движения автомобилей применили в штатах Мичиган и Индиана. Необычные громоздкие устройства на дорогах, не сулящие гонщикам ничего хорошего, были замечены в 1954 году. Но жизнь автомобилистов оставалась вольготной еще до начала «шестидесятых», пока в 1961-м американская фирма Radatron Tonawanda не освоила выпуск первых минирадаров.
Вот этими устройствами уже начала пользоваться почитай вся прогрессивная дорожная полиция, которая в разы увеличила собираемость штрафов. Однако официальным Днем рождения стационарного «спидгана» считается 20 января — именно в этот день в Лондоне в 1958 году установлен первый радар, фиксирующий скорость транспортных средств.
Первая свеча зажигания
В 1886 году Роберт Бош основал свое дело, открыв в окрестностях Штутгарта «Мастерскую точной механики и электротехники». На первых порах в мастерской трудилось всего два сотрудника, которые занимались ремонтом всевозможной техники. Дела заметно пошли в гору, когда началась электрификация Штутгарта, и Бош получил несколько выгодных заказов.
Впрочем, талантливый инженер понимал, что на одном ремонте далеко не уедешь. И уже через год, в 1887-м, зарегистрировал свое первое изобретение. Бош разработал электрическую систему зажигания от магнето для газового двигателя, что стало переломным моментом для все еще небольшой фирмы. А еще через десять лет он адаптировал систему для бензинового двигателя внутреннего сгорания и создал свечу зажигания. Неудивительно, что после этого его имя получило известность по всему миру.
Первый светофор (не путать с семафором!)
Принято считать, что первый светофор появился в 1868 году в Лондоне. Но на самом деле в столице Великобритании был установлен семафор наподобие тех, которые использовались на железной дороге. Он имел две большие стрелки, которые вручную поднимались.
Настоящий же светофор был изобретен в 1914 году — 5 августа в американском Кливленде были установлены первые полуавтоматические светофоры конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зеленый сигнал, а управлял ими полицейский, который сидел в специальной будке. Ни власти, ни водители еще не осознали, зачем же нужно новое устройство — в 1914 году машин в Кливленде было не так уж и много (Ford T еще не успел заполонить Америку), а регулировщики были гораздо привычнее. Другое дело Детройт шесть лет спустя — настоящий город моторов. Пробки там в то время были огромны, транспорт двигался хаотично, регулировщики не справлялись.
Один из руководителей полиции Детройта Уильям Поттс в 1920 году не выдержал и вложил свои собственные деньги в развитие дорожной инфраструктуры — 37 долларов он потратил на провода и изготовление первого светофора. Он уже имел три сигнала: к красному и зеленому добавился желтый, который служил предупреждением для водителей и пешеходов.
Однако каждый светофор требовал присутствия человека. И в 1923 году свершилось — чернокожий изобретатель Гэррэт Морган запатентовал первый автоматический светофор, который сам переключал сигналы.
Так же много полезного и интересного вы найдете в других наших статьях:
С заботой, команда ПТИМАШ.
ПТИМАШ.РФ - Автозапчасти проверенные временем.