Найти в Дзене

Обязательная государственная регистрация залога автомобиля. Кто и почему тормозит введение этого порядка?

(продолжение темы)

Напомню, что материалом для статьи послужило дело, рассмотренное в суде по иску банка, который выдал кредит под залог автомобиля и затем обратил взыскание на предмет залога. Правда судиться банку пришлось не с заемщиком, а с последним приобретателем залогового имущества, которых на момент суда было уже три. Заемщик быстро прекратил выплаты по кредиту, оформил дубликат паспорта транспортного средства (оригинал хранился в банке) и продал залоговую иномарку, указав в договоре на отсутствие обременений и требований третьих лиц. Причем продал автосалону, который, к моему удивлению, чистоту сделки не проверял и на дубликат ПТС внимания не обратил. После этого появился еще один приобретатель – мой клиент, который, сведениями о залоге и действиях заемщика не располагал. Наш клиент – единственный потерпевший во всей этой истории, что стало для него очевидным в суде, когда представитель банка предъявил оригинал ПТС.

Если бы залог подлежал обязательной государственной регистрации, такие последствия могли и не наступить. Фактически, в настоящее время продавец автомашины может за неделю до сделки взять деньги в долг, используя продаваемую автомашину, как залоговое имущество. При этом, покупатель не располагает реальными возможностями для проверки чистоты сделки и о наличии обременения, скорее всего, не узнает. Или узнает слишком поздно. А ведь есть такие автомашины, под залог которых можно взять очень большие деньги, которых вполне хватит на обеспеченную жизнь, где-нибудь на тропическом острове…

-2

Действующим законодательством по-прежнему не предусмотрена обязательность государственной регистрации залога транспортных средств, но такую регистрацию можно оформить добровольно, в том же порядке, что и залог любого движимого имущества (п. 4 ст. 339.1 ГК РФ). Только регистрация в этом случае больше похожа на обычный учет и, уж конечно, именно государственной считаться не может.

-3

Вместо обязательного порядка государственной регистрации залога, в отношении автомашин предусмотрена регистрации уведомлений о залоге, поступивших от залогодателя, залогодержателя или в случаях, установленных законодательством о нотариате, от другого лица, в реестре уведомлений о залоге такого имущества.

Упомянутый реестр ведется в порядке, установленном законодательством о нотариате, прежде всегостатьей 103.1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, в ред. от 10.07.2023) и Федеральным законом от 21.12.2013 года №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 года).

Есть в этих законодательных актах регламентация залога движимого имущества? Да, и достаточно подробная. Но это – не регламентация государственной регистрации залога движимого имущества, а порядок учета сделок с таким имуществом. Произошла подмена понятий, которую нельзя считать случайностью.

-4

Вы сможете, например, продать объект недвижимости, обремененный залогом? Или заявить в суде требования, основанные на договоре залога недвижимости, который не прошел государственную регистрацию? Не сможете, потому что на страже ваших интересов – механизм обязательной государственной регистрации таких сделок. А в отношении легкового автомобиля вы сделку по его продаже реализуете легко, и об обременении (залоге) ничего не узнаете, или узнаете слишком поздно. Но ведь рыночная цена некоторых автомобилей сопоставима с ценами на квартиры.

-5

Благие намерения не реализованы

Ведь было же постановление Правительства РФ №938 от 12.08.1994 года, был приказ МВД РФ № 430 от 26.12.1994 года о мерах по реализации названного постановления. Были, наконец, даже «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции» (с изменениями на 15.04.1996 года и был раздел № 4 упомянутых «Правил», специально посвященный такому залогу и подробно регламентирующий эту процедуру. Значит, было же у кого-то намерение закрыть эту «дырку» в законодательстве, позволяющую мошенникам наживаться на несовершенстве закона. Но вместо введения обязательной государственной регистрации залога движимого имущества были приняты правила, создающие видимость такой процедуры – учет сделок с залогом в реестре у нотариуса.

-6

То есть, «дыру» в законодательстве не устранили, ее просто «задрапировали», причем руками полиции.

Такой учет носит уведомительный характер, то есть является добровольным и бессмысленным. Сведения о залоговых сделках с автомашинами на официальным веб-ресурсе ГИБДД России имеются, но в этом случае информация о залогах на портал ГИБДД поступает с базы данных официального сайта Федеральной Нотариальной Палаты (такая процедура закреплена Правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД, утвержденными приказом МВД РФ №1001 от 24.11.2008г.). То есть, автоинспекция выполняет лишь функции учета, причем, функции лишь вторичного (дублирующего) учета. Ничего общего с государственной регистрацией залога эта практика не имеет. Будут или не будут учтены сведения о залоге автомашины в реестре у нотариуса – зависит от участников залоговой сделки.

Приходится признать, что попытки решить проблему по-настоящему были, правда давно, но принятые решения как-то очень быстро и плавно «спустили на тормозах». Неофициальной причиной остановки позитивных изменений тогда объявили неспособность МВД России реализовать значительный по объему и очень затратный механизм обязательной государственной регистрации залога движимого имущества, в масштабе страны. Как вы считаете, уважаемый читатель, почему на самом деле с 1994 года все никак не решается вопрос об обязательном характере государственной регистрации залога движимого имущества, включая автотранспортные средства?

Спасибо, что читали статью. Буду благодарен за отзывы подписчиков.