В начале утра 24 февраля 2022 года, за несколько часов до высадки десанта на аэродроме Гостомель под Киевом, группа вертолетов Ка-52 была отправлена туда с целью провести разведку боем, нейтрализовать средства ПВО и огневые точки противника. Об этом первом бое СВО рассказал командир "Аллигатора" в преддверии Дня армейской авиации, сообщает "Красная звезда".
"Аллигатор" преодолел крутую горку вокруг периметра аэродрома и продолжил свой полет.
Штурман-оператор майор Роман Кобец с восторгом в голосе заметил: "Командир, это настоящий огневой ад!". В небе перед ними пролетали яркие зенитные трассеры, а бортовая система обороны информировала о новых ракетных пусках со земли. Через восемь минут боя количество ракет достигло 18. Ка-52 вел себя как опытный боксер на ринге, выполняя хитрые маневры, чтобы избежать атак. Земная противовоздушная оборона была организована профессионально. Летчики отметили хитрость ВСУ, которые скрывали операторов ПЗРК среди гражданских автомобилей, и принялись бороться. Сначала они уничтожили несколько операторов с "Стингерами" и зенитную установку, затем атаковали огневые точки, чтобы облегчить путь для десанта. "Аллигатор" сам отвечал на огонь и помогал другим целям - ведь вертолет был разведывательно-ударным.
Они продолжали очищать аэродром, пока не исчерпали свои боеприпасы и тепловые ловушки, которыми "Аллигатор" защищался от ПЗРК. Но даже тогда Ка-52 оставался в бою, привлекая на себя огонь с земли, чтобы помочь своим товарищам. Несмотря на фантастическую выживаемость Ка-52, вертолет получил серьезные повреждения главного редуктора и левого двигателя, и продолжение полета стало невозможным. Командир Иван Болдырев принял решение совершить вынужденную посадку поблизости от своего десанта.
"Наш "Аллигатор" выдержал более тридцати вражеских ракет, пуль и осколков. Он отлично справился в этом бою! Но продолжать полет было невозможно. Мы бы не долетели до нашего аэродрома", - рассказал летчик.
После посадки экипаж занял оборону по обе стороны от вертолета, стреляя автоматами, чтобы не позволить противнику подойти к ним. Коллеги пришли на помощь: минометный расчет ВСУ, который помог уничтожить поврежденный "Аллигатор", был прикрыт парой Ми-24. Затем один из них приземлился.
"Мы быстро сели в вертолет, заняли оборону по обе стороны, открыли окна", - продолжил Болдырев. - "И мы полетели домой".
Меньше чем через месяц тот же экипаж на новом Ка-52 попал в другой бой. После успешного уничтожения склада боеприпасов противника, вертолет получил ракету зенитной системы и начал разваливаться в воздухе. "Катапульта!" - приказал Болдырев, и летчики впервые использовали систему аварийного покидания Ка-52 в боевых условиях. Риск был высок - система была протестирована только на исправном вертолете.
Все прошло успешно: лопасти винтов были отстреляны, ракеты выдернули кресла с летчиками в разные стороны, затем парашюты открылись. Они приземлились на вражеской территории. Они подготовили автоматы и гранаты, но тогда к ним подлетели броневики Росгвардии. Летчиков эвакуировали под минометным огнем к своим.
Сейчас Иван Болдырев стал майором и командиром звена. Он мечтает, чтобы его Ка-52 доставили из аэропорта Гостомеля на родную базу на Дальнем Востоке, восстановили и они продолжили летать вместе. Роман Кобец стал подполковником и учится военно-воздушной академии. Он верит в то, что его семейная династия вертолетчиков продолжится.