Одно из самых больших препятствий в понимании Библии — это деление текста на стихи, особенно когда каждый стих напечатан отдельным абзацем. Хотя стихи и помогают определить, найти и заучить Писания, они в равной степени мешают толкователю. Стихи прерывают мысль текста и развертывание вести. Это искусственное деление текста, выполненное людьми.
Чем изучать Библию стих за стихом, лучше попытаться понять Писание в том виде, в каком его записал автор, посмотреть, как он выстраивал свои мысли. В рамках этой цели настоящий урок побуждает нас обнаруживать структуры в толкуемом отрывке, вооружая для этого необходимыми знаниями.
Нужно не только понять тему, весть и назначение книги, в которой находится исследуемый отрывок, но и обратить внимание на (1) структуру книги в целом и (2) отдельные структуры внутри книги. Как автор выстроил материал, чтобы осуществить свою цель?
Почему, чтобы понять Писания, необходимо искать структуры? Любое письменное сочинение предполагает определенную организацию материала. Если цель автора — проинформировать, довести до сознания или убедить, то он не будет просто бессвязно перескакивать с одной темы на другую в зависимости от настроения. У него есть цель, и он старается достичь ее некоторым логическим (или психологическим) образом. Автор дает читателю подсказки относительно организации своего сочинения. Он употребляет вспомогательные слова, такие как «прежде всего», «кроме того», «притом», «а», «же», «но», «также», «еще», «да и», «итак». Он может использовать и другие стилистические приемы, например повторение слов, фраз или предложений, когда хочет подчеркнуть что-то важное. Проницательный читатель может заметить эти подсказки, говорящие о структуре письменной работы.
Что справедливо в отношении других письменных трудов, то справедливо и в отношении Библии. Если мы сможем увидеть структуры в библейской книге — структуры, появившиеся там, потому что автор использовал их, чтобы понятнее донести свою весть до читателей, — тогда мы на верном пути к пониманию этой книги и любой ее части.
Как опознать структуры, имеющиеся в библейской книге? Можно поискать планы и структуры, предлагаемые в своем вводном материале различными источниками. Однако наилучший способ обнаружить структуру библейской книги и отрывка — это прочитать книгу самостоятельно, обращая внимание на подсказки, которые автор оставил, чтобы помочь нам понять, как он путем определенного расположения материала доносит до нас свою весть. Мы, если приложим должное старание, вполне способны самостоятельно обнаружить структуры в той или иной книге Библии, не прибегая к особой помощи других источников.
Ниже приводится ряд примеров, иллюстрирующих то, как можно обнаружить структуры в библейских книгах. Рассматриваются два «уровня» структуры: структура библейской книги в целом и крупные структуры внутри книги.
СТРУКТУРА КНИГИ
Первый «уровень» структуры — это структура библейской книги.
«Бесструктурные» книги
Некоторые библейские книги, похоже, не имеют четко различимой общей структуры. В Ветхом Завете Псалтирь представляет собой сборник отдельных псалмов, но порядок, в котором они расположены в книге, не указывает на смысл отдельных псалмов. То же самое можно сказать и о Притчах, собрании мудрых изречений. Местоположение того или иного конкретного отрывка не имеет никакого значения, хотя несколько притч вместе могут быть в чем-то едины и образовывать различимую структуру.
В Новом Завете трудно составить план к Посланию Иакова. В целом это письмо имеет тему, но как эта тема выражена структурно, увидеть нелегко. Так же не сразу обнаруживается и структурная организация 1 Иоанна. Послание вновь и вновь возвращается к одним и тем же мыслям и темам, но кажется, что логической структуры в нем нет.
«Структурированные» книги
С другой стороны, структуры некоторых книг можно обнаружить почти без всяких усилий. Вот несколько примеров:
1. Ефесянам. Послание к ефесянам — книга с очевидной структурой. Первая половина книги (гл. 1—3) посвящена учению: что сделал Бог для спасения ефесян. Во второй половине (гл. 4—6) разбираются практические вопросы: как должны жить христиане. Это можно выразить таким образом: первая половина «изъявительная» — содержащая высказывания о Боге и о том, что Он сделал. Вторая половина «повелительная» — содержащая указания, что надлежит делать христианам вследствие того, что сделал Бог. Стих, соединяющий обе половины, — Еф. 4:1: «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно [тема последних трех глав] звания, в которое вы призваны [тема первых трех глав]». Изъясняющему какой-либо отрывок из Послания к ефесянам нужно иметь эту структуру в виду.
2. Откровение. Некоторые могут подумать, что все события, изображенные в Откровении, к моменту написания книги уже произошли, но в Отк. 1:19 говорится: «Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после этого». В Отк. 4:1 голос сообщает Иоанну, что ему будет показано, «чему надлежит быть после этого». Эти два стиха, похоже, говорят о том, что Откровение построено по хронологическому принципу: в нем описывается настоящее время (что есть) и будущее время (по отношению ко времени написания книги). Текст говорит о том, что будет, что произойдет «после этого». При изучении Откровения эту структуру нужно учитывать.
3. Евреям. Еще один пример — Послание к евреям. В этой книге имеются более мелкие структуры; автор предпочитает сначала выразить доктринальную мысль, а затем использовать ее для убеждения своих читателей в необходимости избегать отступничества и укреплять свою веру. Послание к евреям имеет также и более крупную структуру. В Евр. 10:18 автор подходит к кульминации, используя Ветхий Завет в доказательство того, что при новом завете существует прощение грехов. Далее он высказывает такую мысль:
«Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой. Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший; будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:19-25).
Доктринальные аргументы, что Христос лучше, таким образом, достигают кульминации в той истине, что мы имеем прощение и можем приближаться к Богу, — а эти факты подводят к практическим наставлениям.
4. Римлянам. Послание к римлянам тщательно структурировано. Первые одиннадцать глав посвящены важным доктринальным вопросам. Затем, в Рим. 12:1, Павел пишет: «Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Слово «итак» сигнализирует о том, что Павел начинает новый раздел письма. Фраза «итак… милосердием Божиим» в этом стихе относится ко всему, что он написал до этого момента, и готовит читателя к практическим указаниям и наставлениям, которые начинаются в Рим. 12.
5. Филимону. Послание к Филимону организовано риторически. Это значит, что Павел хочет побудить Филимона что-то сделать и потому нагромождает мотивировки одну на другую — вероятно идя от менее убедительных соображений к наиболее убедительным, — чтобы склонить Филимона сделать это.
6. Евангелия. Евангелия построены по хронологическому принципу. Тогда как в каждой книге присутствуют и другие структуры, совершенно очевидно, что все евангелия соблюдают хронологический порядок рассказа о жизни Христа: Иисус жил, творил чудеса и учил, был распят и воскрес.
7. Деяния. Деяния, можно сказать, построены по географическому принципу на основании слов Иисуса в Деян. 1:8: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме [гл. 1—7] и во всей Иудее и Самарии [гл. 8—12], и даже до края земли [гл. 13—28]».
8. Бытие. Хотя к составлению плана книги Бытие можно подойти по-разному, нужно отметить, что вдохновенный автор уже сделал это для нас, десять раз использовав еврейское слово толедот, которое переводится и как «происхождение», и как «житие», но чаще всего как «род(ы)» и «родословие». Истолковывая тот или иной отрывок из Бытия, мы должны принимать во внимание структуру, предложенную самим автором.
9. Иов. Книга Иова имеет четкую структуру: первые две главы и последняя глава написаны в прозе. А в середине — тридцать девять глав поэзии. Принимая во внимание этот формат, мы можем разделить книгу на три части: пролог, обсуждение и эпилог. Чтобы понять книгу Иова, ни в коем случае нельзя игнорировать эти тридцать девять глав, составляющих ее большую часть.
10. Иона. О чем книга Ионы? Ответ находится в последней главе книги, в той причине, которую привел Иона в оправдание своего отказа исполнить Божьи указания в самом начале. В Иона 4:1-3 мы видим следующую реакцию Ионы на покаяние Ниневии:
«Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: “О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить”».
По словам самого Ионы, он не хотел идти в Ниневию из боязни, что если он пойдет, то люди покаются и Бог не погубит их! Иона хотел гибели Ниневии. Назначение книги — наставить в том, что Иона — и, подразумевается, весь Израиль — должен был уподобиться Богу в любви к ниневитянам, в желании, чтобы они покаялись, и в радости от их покаяния. Как мы узнаём эту весть? Изучая, как книга построена, исследуя ее структуру и отмечая ее кульминацию: последние события — именно то, что хотел подчеркнуть вдохновенный автор.
Эти десять примеров — не исчерпывающие, а лишь иллюстративные. Они призваны побудить нас (после того как мы установим смысл всей книги) определять, как книга построена и структурирована.
СТРУКТУРЫ ВНУТРИ КНИГИ
Второй структурный «уровень» состоит из крупных структур внутри книги (в отличие от структуры книги в целом).
Как обнаружить структуры внутри книги
Чтобы обнаружить структуры внутри книги, можно поискать «сигналы», или «ключи», которые оставил нам автор. Какие «сигналы» можно найти? Ниже приводятся три приема, какие автор мог использовать для организации того или иного текста:
1. Повторение ключевых слов или фраз. Один такой пример использования ключевых слов или фраз мы находим в Экклесиасте. В этой книге загадка, как такая пессимистичная книга могла считаться Писанием, в большой степени разрешается, когда мы замечаем вновь и вновь (около тридцати раз) повторяющуюся фразу «под солнцем». Когда в тексте говорится о том, что все суета, речь идет о происходящем «под солнцем» — в этой жизни, без Бога. Другой пример мы находим в 3 и 4 Царств, где автор употребляет формулу, в соответствии с которой подводит итог правлению каждого царя разделенного царства, а затем в стилизованной манере произносит суд на каждого из них, отмечая, был тот царь хорошим или плохим. Третий пример находится в Книге судей. В Суд. 17—21 автор трижды использует выражение «В те дни не было царя у Израиля» (Суд. 18:1; 19:1; 21:25). Ясно, что он хотел, чтобы написанное им в этих главах было так или иначе привязано к этой заявленной теме.
2. Использование приема, иногда называемого «инклюзио». По определению Ричарда Сулена, «инклюзио» — это используемый в Писании прием, «в котором начальная фраза или мысль повторяется, перефразируется или как-то иначе снова появляется в конце». В качестве одного такого примера можно привести Ам. 1:3-5, где провозглашение суда над Дамаском начинается и заканчивается фразой «так говорит Господь». Другой пример находим в Иез. 18:25-29, когда стихи 25 и 29 заканчиваются словами «Не ваши ли пути неправы?» Этот же прием использован и в Евангелии от Марка, которое начинается словами «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего» (Мк. 1:1), а затем, ближе к концу, приводит восклицание римского воина: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). Таким образом Марк указывает, что хотел подчеркнуть в своем повествовании.
3. Использование приема, известного как «хиазм» (инверсия во второй половине фразы), от греческой буквы c (хи), когда мысли располагаются в порядке АББА. В качестве примера Сулен приводит Мк. 2:27: «Суббота [а] для человека [б], а не человек [б] для субботы [а]».
Что нужно, чтобы обнаружить структуры внутри книги?
1. Самое простое: чтобы обнаружить структуру, нужно составить план отрывка, который мы хотим истолковать, или главы/раздела, в которой находится этот отрывок. Иногда бывает необязательно или невозможно составить формальный план. Но даже если мы не можем составить план к отрывку, обычно возможно увидеть, как автор идет от одной мысли к другой. Например, в Пс. 18 псалмопевец вначале перечисляет дела Бога (ст. 2-7), затем прославляет слово Бога (ст. 8-12) и заканчивает реакцией человека на такие рассуждения (ст. 13-15).
Иногда бывает возможно составить план к отрывку. В качестве примера рассмотрим 1 Кор. 15. Читая 1 Кор. 15, можно легко увидеть, что в данной главе речь идет о воскресении. Что она говорит о воскресении? Глава отвечает на ошибочный взгляд, что всеобщего воскресения мертвых не будет (15:12).
Вот краткое перечисление возможных наблюдений, которые можно сделать в результате составления плана к данной главе. На лжеучение, что всеобщего воскресения из мертвых не будет, Павел отвечает, во-первых, исходя из того, чему коринфяне были научены и во что они уже уверовали. Он, в сущности, говорит, что если всеобщего воскресения нет, тогда Христос не воскресал, христианство бессмысленно, а коринфяне не спасены. Во-вторых, он утверждает, что Христос воскрес и что Его воскресение дает уверенность во всеобщем воскресении. В-третьих, он рассуждает на основании собственной и их практики, что воскресение должно быть: иначе зачем им тогда вести себя так, как они себя ведут, если они не ожидают воскресения? В-четвертых, он отвечает на практический довод, что воскресения не должно быть потому, что невозможно представить, какие тела могут быть у мертвых. На это он отвечает, рассуждая о том, какие же тела будут иметь мертвые. Главу он завершает практическим выводом из сказанного: «Итак… будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (15:58).
Согласны мы или нет с таким анализом 1 Кор. 15, главное — что мы можем научиться использовать подобную процедуру для анализа любого отрывка, который хотим понять.
2. Кроме того, чтобы увидеть структуры, нужно обращать внимание на принципы организации, которыми оперирует автор, чтобы яснее донести свою мысль. Воспользуемся примером из книги Амоса. В главах 1 и 2 Амос восемь раз использует одно и то же выражение: «За три преступления Дамаска [или другого места] и за четыре не пощажу его» (1:3). О чем говорит Амос? Что значит «три» и «четыре»? Амос говорил что-то вроде этого: «Трех достаточно; четырех — более чем достаточно!» В данном случае четырех преступлений было более чем достаточно, чтобы заслужить Божье наказание.
Почему Амос почти одно и то же говорит восемь раз? Он был послан в северное царство Израиль в период разделенного царства. Заметьте, что первые семь судов были объявлены народам, окружавшим Израиль, и что седьмой суд, перед вестью Израилю, был объявлен Иудее — южному царству, «сестре» Израиля. Как на эту весть должны были отреагировать те, кто впервые услышал или прочитал ее? Этот текст ведет к кульминации. Можно представить, как народ северного царства, слыша приговор окружавшим их народам, говорят «Аминь» на слова пророка. Затем пророк поворачивается к ним и изрекает: «За три преступления Израиля и за четыре не пощажу его» (2:6). Внезапно израильтяне слышат, что их народ ничуть не лучше других. Они радовались, когда слушали суд над другими народами, но теперь, при известии, что их народ тоже подлежит осуждению, их радость сменяется потрясением и, возможно, осознанием своей греховности.
Однако что касается толкования, то урок состоит в том, что изучающие Библию должны принимать во внимание стилистические приемы вроде тех, которые использовал Амос.
3. Чтобы увидеть структуры, при толковании рассказа, истории нужно определить сюжет. «Сюжет» — это не что-то новое. Рассказывая истории, люди всегда использовали одни и те же методы. Среди этих методов выделим развитие сюжета. Конечно, сюжет нас интересует не сам по себе, а в той связи, как он может раскрыть замысел автора.
Например, о чем книга Эсфирь? Она рассказывает интригующую, даже увлекательную историю с незамысловатым сюжетом. Его основа такова: жил злой человек по имени Аман, который замыслил уничтожить иудеев, но его планы разрушила еврейская девушка Эсфирь. Чему учит эта книга? Что противники иудеев не достигнут успеха, потому что иудеи — богоизбранный народ! Чтобы понять и оценить книгу Эсфирь или любой отрывок из нее, нужно суметь увидеть ее сюжет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О структурах мы можем вычитать в разных письменных источниках, и в общем-то никто нам не запретит воспользоваться полученными таким образом знаниями о структурах, которые в изучаемых нами отрывках нашли другие. Однако нам следует самим стараться обнаружить их. При исследовании крупных структур нужно не забывать учитывать некоторые базовые вопросы. Первый — что автор хотел сказать в книге в целом? Второй — как он сказал это? То есть как он выстроил свои мысли и свой материал, чтобы яснее донести весть. После того как вы найдете ответы на эти вопросы, можно переходить к более мелким структурам в конкретной отрывке. Для успешного истолкования любого текста нам необходимо задавать эти вопросы и отвечать на них.