Найти в Дзене
С Богом по жизни

СУДЬИ И РУФЬ: ЛЮБОВЬ В БЕСПОКОЙНОЕ ВРЕМЯ

НАЗВАНИЯ

Книга Судей названа так потому, что в ней говорится о руководителях (“судьях”), которых давал Бог (2:16) после смерти Иисуса Навина. Греческое название так буквально и переводится: “Судьи”, — но большинство из них никогда не занимало судейского кресла. Слово, которым эта книга названа в еврейской Торе, шире по значению: “судьи, правители, избавители”.

Название книге Руфь дала одна из ее главных героинь, моавитянка Руфь, уверовавшая в истинного Бога.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Период судей был временем нестабильности. После смерти Иисуса Навина народ остался без центрального руководства; “каждый делал то, что ему казалось справедливым” (17:6; 18:1; 19:1; 21:25).

Бог велел израильтянам полностью изгнать население земли, но они этого не сделали (1:21-36). Под влиянием живших среди них язычников многие израильтяне отвернулись от Бога. Когда это произошло, Бог позволил другим народам притеснять их. Когда же они покаялись, Бог послал избавителя, “судью” (2:16-19). Какое-то время люди слушались Бога, но затем вновь впали в идолопоклонство, и весь процесс начался заново. Этот цикл отступления, воздаяния, покаяния и освобождения повторялся вновь и вновь.

Судьи, в отличие от царей, правили не всей землей, а были всего лишь избавителями местного значения, посылаемыми Богом для особых нужд. Вероятно, периоды их деятельности частично совпадали.

При чтении Книги судей может сложиться впечатление, что в земле не было ничего, кроме сплошного насилия, но спокойная, мягкая книга Руфь написана “в те дни, когда управляли судьи”. В разгар беспорядков обычные люди продолжали жить, сохраняя веру в своего Бога.

Главная цель книги Руфь, как представляется, состоит в установлении родословной царя Давида (4:21, 22) и, в конечном итоге, Иисуса (Мф. 1:5, 6). Мы не знаем, кто написал эти книги; вполне возможно, это был Самуил, последний судья Израиля.

ПЛАН К КНИГЕ СУДЕЙ

ИСТОРИЯ: Израиль не изгнал население (1), и Бог был недоволен (2:1-5). Начался порочный круг (2:6—3:4).

I. КРУГ ПЕРВЫЙ

A. Отступничество (3:5-7).
Б. Притеснение: царь месопотамский (3:8).
B. Избавление: Гофониил (3:9-11).

II. КРУГ ВТОРОЙ

A. Отступничество (3:12).
Б. Притеснение: моавитяне с аммонитянами и амаликитянами (3:12-14).
B. Избавление: Аод (3:15-30).

III. КРУГ ТРЕТИЙ

А. Притеснение: филистимляне (3:31).
Б. Избавитель: Самегар (3:31).

IV. КРУГ ЧЕТВЕРТЫЙ

A. Отступничество (4:1).
Б. Притеснение: хананеи (4:2, 3).
B. Избавители: Девора и Варак (4:4—5:31).

V. КРУГ ПЯТЫЙ

A. Отступничество (6:1).
Б. Притеснение: мадианитяне с амаликитянами (6:1-10).
B. Избавитель: Гедеон (6:11—8:32).
Г. Новое отступничество (8:33-35).
Д. Узурпатор: Авимелех (9).
Е. Избавители: Фола (10:1, 2) и Иаир (10:3-5).

VI. КРУГ ШЕСТОЙ

A. Отступничество (10:6).
Б. Притеснение: филистимляне и аммонитяне (10:7-18).
B. Избавители: Иеффай (11:1—12:7), Есевон (12:8-10), Елон (12:11, 12) и Авдон (12:13-15).

VII. КРУГ СЕДЬМОЙ

A. Отступничество (13:1).
Б. Притеснение: филистимляне (13:1).
B. Избавитель: Самсон (13:2—16:31).

ПРИЛОЖЕНИЕ: Моральный климат (17—21).

УРОКИ КНИГИ СУДЕЙ И КНИГИ РУФЬ

Когда человек следует своим путем, а не Божьим, наступает хаос. Бог не потерпит греха среди Своего народа. Бог может послать нам наказание, чтобы пробудить нас. Если мы покаемся, Бог примет нас обратно.

Мы должны учить своих детей. Если мы не будем этого делать, церковь можно утратить за одно поколение (см. Суд. 2:10-13).

Несмотря на то неприглядное состояние, в котором находится мир, мы можем жить полной жизнью, храня верность нашему Богу, как Ноеминь, Руфь и Вооз.

Но самое главное то, что Бог продолжал работать над Своим планом приведения Иисуса в мир!

Книга Судей | Исследование Писания | Дзен