НАЗВАНИЕ
Еврейское название Псалтири означает “книга прославления”. Наше название происходит от греческого слова псалтерион, что значит — “книга псалмов, или песен”.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
У израильтян Псалтирь была книгой молитв и гимнов. Ею пользовались как во время личного поклонения, так и на публичных богослужениях. Ранняя церковь во время поклонения Богу, по всей видимости, использовала некоторые псалмы (Еф. 5:19). Мы и сегодня поем песни, в основу которых положены псалмы 18, 22, 90 и другие.
Хотя псалмы написаны несколько тысяч лет назад, время над ними не властно. Они рассказывают о глубинах отчаяния и высотах счастья. И всегда говорят о взаимоотношениях автора со своим Богом. Они и сегодня вызывают отклик в наших сердцах и составляют самую любимую ветхозаветную книгу многих христиан.
Книга написана в поэтической манере (см. Современный Перевод). В иудейской поэзии не было рифмы, но присутствовал ритм. Их поэзия использовала параллелизм. Двумя его наиболее распространенными типами были синонимический параллелизм (где две строки говорят одно и то же разными словами; см. Пс. 18:2, 3) и противопоставительный параллелизм (где одна строка выражает мысль, а следующая показывает обратную сторону медали; см. Пс. 1:6).
Мы обычно думаем, что в этой книге собраны псалмы одного только Давида. Давид известен как “сладкий певец Израилев” (2 Цар. 23:1; см. также Лк. 20:42). Согласно примечаниям перед псалмами, Давид написал никак не меньше половины псалмов, но вклад в эту книгу внесли и многие другие авторы, в том числе Моисей, три ведущих музыканта Давида (1 Пар. 15:16-20; 16:37-42) и Соломон. Кроме того, Септуагинта приписывает Пс. 1 и 119 Ездре, который, вероятно, был последним и окончательным составителем Псалтири.
Мы не знаем, откуда появились примечания перед псалмами, но они существовали и до Септуагинты. Пусть невдохновенные, они обычно полезны. Многие примечания являются указаниями по музыкальному сопровождению; некоторые из наиболее непонятных слов были, наверное, названиями известных мелодий. Музыкальные указания иногда встречаются и в самих псалмах: например, “селах” (см. Современный Перевод) может означать паузу.
ПЛАН
Псалтирь делится на пять книг. Если в вашей Библии это не отмечено, просмотрите несколько последних стихов в каждом разделе. Каждая книга завершается словами наподобие этих: “Благословен Господь Бог Израилев...”
I. 1—40 (в основном псалмы Давида)
II. 41—71 (в основном исторические псалмы)
III. 72—88 (в основном ритуальные псалмы)
IV. 89—105 (в основном псалмы до пленения)
V. 106—150 (в основном псалмы периода вавилонского пленения и восстановления)
В Псалтири можно найти много интересных разделов и типов псалмов. Есть псалмы, написанные акростихом (например 24, 33, 36, 110, 111, 144); в них первое слово первой строки начинается с первой буквы еврейского алфавита и каждая последующая строка начинается со следующей по порядку буквы. Псалмы 89—99, возможно, изначально были сборником иудейских гимнов. Псалмы хвалы (112—117, 135), или “Халлель”, использовались на праздник Пасхи (наверное, именно их пели Иисус и ученики на Тайной вечере). Псалмы Восхождения (119—133) пели паломники на последнем отрезке пути в Иерусалим. Книга завершается псалмами Аллилуйя (145-150). “Аллилуйя” — значит “хвалите Яхве”.
Псалмы часто изучают по категориям: царские (например Пс. 2), исторические (65), сотворения (8), прославляющие Божье Слово (118), покаянные (50), благодарения (102) и т.д. Для нас самая трудная категория — это псалмы отмщения, такие как Пс. 57. Относительно этих псалмов не забывайте, что (1) Псалтирь находится в Ветхом Завете и (2) псалмопевец передает дело отмщения в Божьи руки; он не пытается творить закон сам.
УРОКИ ПСАЛТИРИ
Сегодня за конкретными указаниями о поклонении мы должны обращаться к Новому Завету, однако Псалтирь нам многое открывает относительно духа поклонения. Истинное поклонение — не просто ритуал; в его основе лежат взаимоотношения с Богом и жизнь с Богом (см. Пс. 83; Ин. 4:23, 24).
Хотя мы классифицируем Псалтирь как книгу поэтическую, а не пророческую, в Новом Завете на нее больше ссылок, чем на какую-либо другую ветхозаветную книгу. Из 283 ветхозаветных цитат в Новом Завете 116 взяты из Псалтири.
Наиболее важными являются ссылки на Мессию (см. Лк. 24:44). Среди прочего, псалмы говорят нам о сыновстве Иисуса (2:7), Его служении (39:8, 9), Его рвении (68:10), Его отвержении (117:22) и предательстве (40:10). Его смерть описывается в Пс. 21, а подробности приведены в 33:21 и 68:22. Даются также ссылки на Его воскресение (15:8-10), вознесение (23:7-10; 67:19), прославление (109:1) и царствование (8:7).