Найти в Дзене
С Богом по жизни

Притчи: книга житейской мудрости

Название Книги притчей происходит от первого слова в первой строке текста. По-еврейски это машал, по-гречески пароймиай. Оба слова содержат в себе значение сравнения. Притчей в этом смысле называют “лаконичное самоочевидное изречение”. Чем Псалтирь была для духовной жизни, тем Притчи были для жизни практической. Псалмы вызывали теплые чувства к Богу; притчи смягчали человеческое сердце по отношению к людям. В Притчах сформулирована их цель — передать мудрость (1:2 и дал.). Помимо того, что это “книга поэзии”, Притчи также относят к “литературе мудрости”. Мудрость определяется как “практическое применение знаний”; мудрость в Притчах, включая это, идет глубже. Это “видение мира таким, каким его видит Бог”. “Начало мудрости — страх Господень” (9:10; см. также 1:7). Мудрость в книге передается через притчи. Притча — это общепринятая истина, признаваемая большинством людей. “Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями” (22:29). То, что такой человек достигнет
Оглавление

НАЗВАНИЕ

Название Книги притчей происходит от первого слова в первой строке текста. По-еврейски это машал, по-гречески пароймиай. Оба слова содержат в себе значение сравнения. Притчей в этом смысле называют “лаконичное самоочевидное изречение”.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Чем Псалтирь была для духовной жизни, тем Притчи были для жизни практической. Псалмы вызывали теплые чувства к Богу; притчи смягчали человеческое сердце по отношению к людям.

В Притчах сформулирована их цель — передать мудрость (1:2 и дал.). Помимо того, что это “книга поэзии”, Притчи также относят к “литературе мудрости”. Мудрость определяется как “практическое применение знаний”; мудрость в Притчах, включая это, идет глубже. Это “видение мира таким, каким его видит Бог”. “Начало мудрости — страх Господень” (9:10; см. также 1:7).

Мудрость в книге передается через притчи. Притча — это общепринятая истина, признаваемая большинством людей. “Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями” (22:29). То, что такой человек достигнет успеха, является общепринятой истиной, но не универсальной. Экономические условия могут свести на нет самое добросовестное усердие. Человек, добросовестно относящийся к делу, достигнет большего успеха, чем тот, кто не проявляет старания, если все прочие условия равны. Будьте осмотрительны и не вкладывайте в притчу больше того, что она говорит.

Некоторые притчи объединены в группы, но по большей части в книге рассматриваются отдельные темы, почти никак не связанные друг с другом. Притчи были важным средством назидания, поскольку большинство людей не умели читать, а рукописей были считанные единицы. Притчи легко запоминались. Они были особенно полезны для наставления молодежи (обратите внимание на слова “сын мой” в 1:8, 10; 2:1 и др.).

Основным автором книги является Соломон (1:1; 10:1; 25:1). Иудейское предание утверждает, что Соломон написал книгу в зрелом возрасте. Из трех тысяч написанных им притч (3 Цар. 4:32) до нас дошли только эти. Свою лепту в книгу внесли и другие авторы, среди которых — Агур (30:1) и царь Лемуил (31:1). Некоторые полагают, что Лемуил — ласкательное имя, которым Вирсавия называла своего сына Соломона. “Мужи Езекии” (25:1) — это, очевидно, окончательные составители книги.

ПЛАН

Притчи, как и псалмы, собраны в пять книг:

I. “ПРИТЧИ СОЛОМОНА” В ПОХВАЛУ МУДРОСТИ (1—9).

II. “ПРИТЧИ СОЛОМОНА” НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ (10—24).

III. СБОРНИК ЕЗЕКИИ, ВОЗМОЖНО, С УКЛОНОМ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ (25— 29).

IV. “СЛОВА АГУРА”, В ОСНОВНОМ, О ПРИРОДЕ (30).

V. “СЛОВА ЦАРЯ ЛЕМУИЛА” О СВОЕЙ МАТЕРИ (31).

Обычно книгу притчей изучают по темам. Вот некоторые практические темы:

1. Работа (6:6-11; 14:23; 18:9; 19:24; 22:13, 29; 24:30-34).

2. Честность (11:1, 3; 16:11; 20:17).

3. Самообладание (14:17, 29; 15:18; 16:32; 19:11; 25:28).

4. Пьянство и пьяницы (20:1; 23:20, 21, 29-32; 31:4-7).

5. Язык (10:18, 19; 11:13; 12:22, 25; 13:3; 15:23; 18:21; 25:11).

6. Ворчливость (9:13; 19:13; 21:9, 19; 25:24; 27:15).

7. Жена и мать (5:18-20; 11:16, 22; 12:14; 14:1; 18:22; 19:14; 31:10-31).

8. Воспитание детей (13:24; 19:18; 22:15; 23:13, 14; 29:15, 17).

УРОКИ КНИГИ ПРИТЧЕЙ

Как и Псалтирь, Книга притчей понятна всем. В ней мало чисто иудейского: не упоминается Израиль, нет ни слова о праздниках и т.д. Провозглашаемые в книге истины по-прежнему так же общепризнаны, как и в дни Соломона.

Эту книгу называют “лучшим руководством к успеху для молодежи”. Но это не обязательно успех в мирском понимании. Книга притчей говорит об образе жизни, основанном на глубоком почитании Бога. Слова “страх Господень” являются в ней ключевыми (1:7, 29; 2:5; 8:13; 9:10; 10:27; 14:26, 27; 15:16, 33; 16:6; 19:23; 22:4; 23:17; 31:30), как во всех книгах поэзии и мудрости. “Страх Господень” подразумевает глубокое уважение к Богу и неизменное благоговение перед Ним, признание того, что Он управляет всем, включая нашу жизнь. Совершенная любовь может изгнать страх перед наказанием (1 Ин. 4:18), но не может и не должна изгнать “страх Господень” (Мф. 10:28; Деян. 10:35; 2 Кор. 7:1; Евр. 12:28; Отк. 11:18 и др.).

Практическое учение Иисуса часто перекликается с наставлениями Книги притчей. Он часто учил притчами.

Повиновение | С Богом по жизни | Дзен