Иона — единственный успешный ветхозаветный проповедник, приведший жителей Ниневии к покаянию (Мф. 12:41). Говорят, что на потолке прекрасной Сикстинской капеллы в Риме Микеланджело изобразил Иону, сделав его самой красивой и заметной фигурой в окружении пророков и патриархов. В римских катакомбах, где в подземных ходах христиане хоронили своих умерших, на стенах можно видеть много образцов раннехристианской живописи. В глаза бросается знакомая ветхозаветная фигура — Иона, чьё пребывание в брюхе огромной рыбы стало символом воскресения. Вполне возможно, что среди всех людей и рассказов до Христа наиболее известным был Иона. Одни верят этой истории, другие нет, но все её знают.
ГОРОД НИНЕВИЯ
«И было слово Господа к Ионе, сыну Амафии: “Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня”» (Иона 1:1, 2).
Не менее шестисот лет Ниневия была “царицей земли”, владычицей широко раскинувшейся империи. Ее цари неутомимо завоевывали, истребляли, устанавливали, разрушали цивилизованный мир.
Ассирийцы были главными врагами Израиля. В 721 г. до н.э. они практически уничтожили десять северных колен и следующие сто лет преследовали и изматывали южное царство Иуды. Пророки Наум и Софония вместе предсказали неминуемое падение Ниневии и Ассирии.
«И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: “Разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? Где найду я утешителей для тебя?”» (Наум 3:7).
«И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассур, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее, голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Соф. 2:13, 14).
Эти пророчества исполнились. Ксенофонт, через двести лет после падения Ниневии проходивший с десятью тысячами греческих воинов рядом с тем местом, где когда-то стоял этот город, видел груду развалин, но не догадался, что перед ним останки великого города. Фактически только в 1865 году лопата археолога извлекла на свет развалины древней Ниневии.
Полагают, что Ниневия существовала уже в 4500 г. до н.э.; о ней говорится в Быт. 10:11. Город имел пятнадцать ворот и в окружности составлял почти сто километров. Он был окружен крепостной стеной высотой в три метра и такой широкой, что по ней могли проехать рядом три колесницы. Были раскопаны величественные дворцы, храмы и библиотека с шестнадцатью тысячами глиняных дощечек. И сегодня можно увидеть извлеченные из-под руин огромные статуи.
ПОРУЧЕНИЕ
«Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем» (Иона 1:2).
Это было Божье повеление Ионе, пророку, жившему в далекой Галилее, километрах в восьми к северу от Назарета (4 Цар. 14:25). Если другие пророки говорили о Ниневии издали, то Иона получил повеление ходить с Божьей вестью прямо по улицам города.
Путешествие в далекую Ниневию было долгим, опасным и трудным. К трудности самого путешествия добавлялось непонимание того, зачем вообще нужно туда ехать. Наум так отзывался о Ниневии: “Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство”. Почему Господь не поторопился стереть город с лица земли? Зачем еще эта весть покаяния?
РЕАКЦИЯ ИОНЫ
«“Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня”. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господнего, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Иона 1:2, 3).
Странно: если Иона собирался ослушаться Бога, то почему он не остался в своем родном городе? Люди так обычно и поступают. Решив “бежать... от лица Господнего”, он отправился в Иоппию, единственный большой морской порт в Палестине того времени. В этом городе на крыше дома Петру было видение всемирной евангелизации и здесь Иона задумал демонстративно проигнорировать подобное видение.
Мы можем представить, как Иона идет вдоль берега, рассматривая суда, направляющиеся в Египет, Грецию и Тир. Его взор ловит корабль, идущий в далекий Фарсис. Нет твердой уверенности, где находился этот город, но он был одним из самых дальних портов, известных древним мореплавателям.
Иона заплатил за место и взошел на корабль. Матросы втащили якорь, подняли паруса, и вскоре бурые палестинские холмы скрылись из виду. С чувством облегчения пророк спустился вниз, чтобы поспать и отдохнуть.
Иона все спланировал и рассчитал, но не учел одного: Бог земли является также и Богом моря! Невозможно убежать от Его лица или уклониться от Его праведного суда. Бог послал на Средиземное море сильный ветер, страшную бурю. Корабль носило по волнам, словно пробку, и язычники-матросы стали молить своих богов и бросать груз за борт, чтобы облегчить корабль.
КРЕПКИЙ СОН
Буря бушевала, а пророк тем временем крепко спал. Заметьте, это был не сон успокоения и довольства, а сон страшной усталости. Иона крепко спал несмотря на хлопающие паруса, падающий в воду груз, обрушивающиеся волны и безумные крики. Наконец его разбудили слова: “Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему. Может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем” (Иона 1:6). Неважно, в какого бога верил Иона, — ему велели воззвать к Нему. Решили бросить жребий, считая, что он укажет на пассажира, ставшего причиной бедствия. Люди всегда стремятся отнести случившееся несчастье на счет какого-нибудь греха или грешника. Хотя это обычно неверно, в данном случае так оно и было. Иона действительно был виновником и причиной их страшной опасности. Если в Деян. 27 Павел был средством спасения находящихся на корабле, то Иона был причиной опасности для всех.
Можно только представить, какая тревога была написана на лицах всех матросов, когда они бросили жребий. Каждый, наверное, перелистывал тайные страницы своего прошлого, задавая себе вопрос, уж не его ли грех навлек такой божий гнев на корабль? “И бросили жребии, и пал жребий на Иону”. Яхве явно воспользовался наивным суеверием этих людей, чтобы Его воля была исполнена.
ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ
У тех, кто был на борту носившегося по волнам судна, было много вопросов к Ионе относительно его занятий, происхождения, страны и национальности. Он ответил просто и лаконично: “Я еврей, чту Господа, Бога небес, сотворившего море и сушу” (Иона 1:9). Он признался в своем грехе и сказал: “Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что из-за меня постигла вас эта великая буря” (Иона 1:12). Матросы стали грести изо всех сил, надеясь спасти пророка, но безуспешно. И вот неохотно, моля Бога о прощении, они взяли Иону, бросили его в глубокое Средиземное море, “и утихло море от ярости своей”.
БОЛЬШАЯ РЫБА
Бог приготовил для Ионы огромную рыбу, во чреве которой пророк должен был пробыть три дня и три ночи. Он, как никогда прежде, горячо и искренне помолился:
«К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня... Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего... Я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал — исполню. У Господа спасение!» (Иона 2:3, 8, 10).
В следующем стихе говорится: “И сказал Господь рыбе, и она извергла Иону на сушу”.
Нет веских причин сомневаться, отрицать или выхолащивать рассказ об Ионе и огромной рыбе. Он представлен как фактический материал, в который верили иудеи, Иосиф Флавий и Иисус (Мф. 12:40).
ОБРАТИЛСЯ, ЧТОБЫ ОБРАЩАТЬ
Обратившись сам, теперь Иона был готов обратить целый народ, лишь бы они пожелали этого. “И было слово Господа к Ионе вторично” — доказательство, что и тогда он был Богом второго шанса. Петру, который клятвенно отрекся от Иисуса, был предоставлен второй шанс. То же произошло с Иоанном Марком, который в юности показал себя ненадежным, а впоследствии стал, говоря словами Павла, “нужен для служения” (2 Тим. 4:11).
Придя в Ниневию, проповедник получил наказ: “...проповедуй в ней, что Я повелел тебе” (Иона 3:2). Это был (и есть) единственный тип проповеди, удовлетворяющий своим содержанием и спасающий. “Проповедуй слово” (2 Тим. 4:2). “Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого...” (1 Кор. 2:13). Мы посланы не для того, чтобы проповедовать свои переживания, мнения, суждения и желания.
ПРОБУЖДЕНИЕ В НИНЕВИИ
Ходя по городу целый день, Иона проповедовал такими словами: “Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!” Он ходил по улицам, проповедуя нищим и торговцам на базарах, воинам в колесницах и женщинам в садах. “И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища — от большого из них до малого” (Иона 3:5). Даже царь оделся в дерюгу и сел в пепел — знак раскаяния и смирения. И разрушение было предотвращено. “Увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел” (Иона 3:10).
Покаялись все классы и сословия Ниневии. Даже Иисус отметил, что “они покаялись от проповеди Ионы” (Мф. 12:41).
Интересно, что ассирийская история около 800 г. до н.э. фиксирует тенденцию к монотеизму. Уж не повлияло ли на это служение Ионы?
Иисус выделяет благовествование Ионы как уникальное в анналах истории и предупреждает, что в судный день ниневитяне могут пройти в вечную жизнь мимо нас, “ибо они покаялись от проповеди Ионы; и вот, здесь больше Ионы” (Мф. 12:41).
ВАЖНЫЕ УРОКИ
Иона, самый успешный проповедник в Ветхом Завете, заслуживает того, чтобы его услышал сегодняшний занятый своими делами мир.
Бог благ
От Ионы мы можем узнать, что Бог благ. Он проявил великодушие как к проповеднику, так и к его слушателям, даровав всем прощение и привилегию. Можно даже сказать, Божья благость была настолько полной, что Иона с трудом принял ее. В конце книги Иона сидит за городскими стенами и обижается на Бога за то, что Он даровал избавление Ассирии, врагу Израиля. Он “сильно огорчился” и был “раздражен” — единственный проповедник, который надеялся на то, что отклика не будет!
Время от времени происходит нечто слишком хорошее, чтобы в это можно было поверить. Когда что-то бывает слишком хорошо, мы начинаем опасаться, что это неправда! Но Божья благость — чудесная правда, не сомневайтесь в этом!
«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1).
«Да славят Господа за милость Его и за чудесные дела Его для сынов человеческих» (Пс. 106:15).
Евангелие — для всех
Второй урок состоит в том, что евангелие — для всех. Хотя эта мысль в Ветхом Завете выражена еще не совсем четко, даже там можно увидеть Божье желание спасти всех и повсюду. Если Он пожелал спасти варварский, жестокий народ Ниневии, значит Он несомненно хочет искупления всех!
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые считают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).
«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
«Петр отверз уста и сказал: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”» (Деян. 10:34, 35).
В отличие от Ионы, некоторые современные верующие не сопротивляются и никуда не убегают. И все же, как у Ионы, наши попытки евангелизировать настолько бессистемны и хаотичны, что конечный результат получается тот же.
Никто не может скрыться от Бога
И последний урок, который мы должны усвоить, состоит в том, что ни один человек не может навсегда скрыться от Бога. Иона попытался убежать в далекий Фарсис, но всё равно был обнаружен и разоблачен.
«Ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).
«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12:2).
«И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его; Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Т. Б. Ларимор сто лет назад проповедовал с огромным успехом. Рассказывают, что как-то во время одного собрания под полом молитвенного дома прятался сбежавший убийца. Услышав ясный, убедительный призыв к покаянию и необходимую информацию, этот человек уверовал, выбрался из потайного места и вышел через весь зал для крещения. Не думая о последствиях, он предал себя Богу и властям, чтобы открыто встретить наказание. Как радостно видеть истинное покаяние! Как увлекательно проповедовать покаяние! Как невыразимо печально, когда уклоняются от спасительного евангелия Христа, ведь “то, что здесь, — больше Ионы” (Мф. 12:41; Славянское Евангельское Общество).