НАЗВАНИЕ
Это письмо Павла названо по имени тех, о ком говорится в ст. 1: “находящимся в Ефесе святым”. Поскольку слов “в Ефесе” нет в некоторых более древних манускриптах, это могло быть общее письмо, которое надлежало распространить по всем церквам, начиная с Эфеса. Тот факт, что в письме нет личных приветствий к эфесским христианам, хотя Павел и провел в этом городе несколько лет, говорит в пользу такого предположения.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Послание к ефесянам — первое из четырех так называемых “тюремных посланий”. Все они упоминают узы Павла (см. 3:1; Фил. 1:7, 13, 14; Кол. 4:3, 18; Флм. 9, 13). Все они связаны между собой общими моментами. Два из них доставлены Тихиком (6:21; Кол. 4:7). В трех упоминается Тимофей (Фил. 1:1; Кол. 1:1; Флм. 1), в двух — Онисим (Кол. 4:9; Флм. 10). В двух свои приветствия шлют одни и те же христиане (Кол. 4:10-14; Флм. 23, 24). По всей вероятности, все они были написаны примерно в одно время и из одного места. Этим местом, очевидно, был Рим, а временем — первое заключение Павла, около 60-62 гг.
Павел давно проявлял интерес к Эфесу. Он хотел пойти в том направлении в начале своего второго путешествия, но у Бога для него были другие планы. На обратном пути в тот раз он сделал короткую остановку в Эфесе (может, тогда там и была основана община). Во время своего третьего путешествия Павел трудился там два или три года (Деян. 19). За эти годы евангелие распространилось по всей округе (Деян. 19:10; Отк. 2:11). Из Эфеса Павел отправился в Македонию и Ахайю, а затем — в Иерусалим. На обратном пути он произнес великую проповедь перед старейшинами эфесской церкви (Деян. 20:17-38). По приходе в Иерусалим Павел был арестован. Он провел в заключении два года в Кесарии, а затем еще два года в Риме. Если Павел писал это письмо из Рима, тогда оно написано через четыре-пять лет после его последнего посещения Эфеса.
Хотя Послание к ефесянам относительно короткое, это одно из самых прекрасных произведений Павла. В нескольких главах он, во всем его величественном масштабе, излагает Божий план искупления человека через Христа и то воздействие, которое оно должно иметь на каждого человека “во Христе”.
И позднее Эфес продолжал оставаться ключевым городом в деле Христа. Выйдя из тюрьмы, Павел, по всей видимости, совершил поездку в Эфес, оставив там Тимофея. Кроме того, согласно распространенному преданию, в Эфесе последние годы жизни провел апостол Иоанн. Откровение было адресовано семи церквам Асии, начиная с Эфеса (Отк. 2:11).
ПЛАН
I. ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: что для нас сделал Бог (1—3).
A. Приветствие Павла (1:1, 2).
Б. Бог благословил нас всеми духовными благословениями во Христе (1:3-14).
B. Первая молитва Павла (1:15-23).
Г. Бог спас нас по Своей благодати (2:1-10).
Д. Бог даровал нам мир — с Ним и с нашими собратьями (2:11-22).
Е. Бог открыл нам Свою извечную цель (3:1-13).
Ж. Вторая молитва Павла (3:14-21).
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: что мы поэтому должны делать (4—6).
A. Стремиться к единству (4:1-6).
Б. Использовать Божьи дары для осуществления Его целей (4:7-16).
B. Отбросить “ветхого человека” и облечься в “нового человека” (4:17—5:20).
Г. Учиться, как относиться друг к другу (5:21— 6:9).
1. Мужья и жены (5:22-33).
2. Родители и дети (6:1-4).
3. Хозяева и слуги (6:5-9).
Д. Облечься в христианское всеоружие и молиться (6:10-20).
Е. Заключительное слово (6:21-24).
УРОКИ ПОСЛАНИЯ К ЕФЕСЯНАМ
Послание к ефесянам называют “письмом о церкви”. Это мини-курс на тему церкви: Христос глава над всем в церкви (1:22; см. 5:28); церковь — это тело Христово (1:22, 23); мы примиряемся с Богом в теле, то есть в церкви (2:16); слава и мудрость Божья возвещается через церковь (3:10, 21); церковь входила в Божий предвечный план (3:10, 11); существует одно тело, церковь (4:4; см. 2:16); Бог желает, чтобы церковь росла (4:16); Христос — Спаситель тела, церкви (5:23); церковь повинуется Христу (5:24); Христос возлюбил церковь и отдал Себя за нее (5:25, 29); Христос хочет, чтобы церковь была святой (5:25-27); Христос и церковь едины (5:31, 32). Может ли хоть кто-нибудь заявить, что Господня церковь малозначима?
Слово “тайна”, как его использовал Павел (1:9; 3:3, 4, 9; 5:32; 6:19), не означает “мистические секреты, доступные только посвященным”. Это то, что было тайной в прошлом, а теперь открылось (3:3-5). Павел ждет от своих читателей (и от нас) понимания этой “тайны” (3:4).
Одно из любимых выражений Павла — “во Христе”. В своих письмах он употребляет его более сотни раз, и почти третью часть мы находим в Послании к ефесянам. Находите это выражение, отмечайте его, размышляйте над ним. Как замечательно, что мы можем быть во Христе!
#новый завет #изучение библии #религия #христианство