Найти в Дзене
С Богом по жизни

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ: СЛОВО ОБОДРЕНИЯ

НАЗВАНИЕ Послание к евреям названо по имени адресатов. “Евреи” здесь — это говорящие на еврейском языке христиане, иначе говоря, христиане из иудеев. Содержание послания подтверждает, что это письмо к читателям с иудейскими корнями. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Поскольку автор послания не называет себя, то существуют значительные разногласия в отношении того, кто написал эту книгу. Детально разработанные теории в качестве возможных авторов выдвигают Луку, Тимофея, Аполлоса, Варнаву, Силу, Акилу и Прискиллу и других, однако в их пользу нет никаких исторических свидетельств. Самое распространенное предание говорит, что это послание написал Павел. Часто приводится цитата Оригена, раннехристианского ученого: “Только Бог определенно знает”, кто написал Послание к евреям. Однако в своем письме брату-христианину он указывал, что авторство Павла у него не вызывает никаких сомнений. Известно его замечание относительно того, кто был секретарем Павла. Проблема в том, что, хотя в письме существует много

НАЗВАНИЕ

Послание к евреям названо по имени адресатов. “Евреи” здесь — это говорящие на еврейском языке христиане, иначе говоря, христиане из иудеев. Содержание послания подтверждает, что это письмо к читателям с иудейскими корнями.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Поскольку автор послания не называет себя, то существуют значительные разногласия в отношении того, кто написал эту книгу. Детально разработанные теории в качестве возможных авторов выдвигают Луку, Тимофея, Аполлоса, Варнаву, Силу, Акилу и Прискиллу и других, однако в их пользу нет никаких исторических свидетельств. Самое распространенное предание говорит, что это послание написал Павел. Часто приводится цитата Оригена, раннехристианского ученого: “Только Бог определенно знает”, кто написал Послание к евреям. Однако в своем письме брату-христианину он указывал, что авторство Павла у него не вызывает никаких сомнений. Известно его замечание относительно того, кто был секретарем Павла. Проблема в том, что, хотя в письме существует много элементов, указывающих на авторство Павла, в нем есть также и много расхождений с его обычным стилем. Письмо могло быть написано как Павлом, так и кем-то из его близких сотрудников, но утверждать что-либо категорично нельзя. Важно помнить, что настоящим его автором является Святой Дух.

Письмо адресовано не всем христианам из иудеев, а некой группе христиан, которых автор знал лично (13:18, 19). Это могла быть даже небольшая часть христиан внутри общины (13:17, 24). Они уже какое-то время были христианами (5:12; 10:32). Они начали свою христианскую жизнь с энтузиазмом (6:10; 10:33, 34) и даже претерпели гонение (10:31, 32). Однако их постигло разочарование. Они перестали посещать богослужения (10:25) и находились на пороге отступничества (2:1 и дал.; 6:1-6; 10:26-31). Ход доводов в послании дает понять, что они испытывали искушение вернуться в иудаизм.

Ключевое слово книги — “лучше”. Оно встречается в ней двенадцать или тринадцать раз. Автор подчеркивает, что в христианстве все лучше, чем в иудаизме. Послание по своему стилю напоминает записанную проповедь, в которой аргументация сменяется практическим назиданием (см. план). Свое произведение автор называет “словом увещания” (13:22). “Увещание” — составное греческое слово, глагольная форма которого буквально означает “призывать” и переводится по-разному: внушать, наставлять, поучать, умолять, взывать, утешать. Удачным компромиссом является слово “ободрять”, совмещающее в себе идею убеждения и утешения. Послание к евреям — это “слово ободрения” (см. Современный Перевод).

Поскольку во время написания послания все еще практиковалась система жертвоприношений (9:6-10; 13:10), то книга, по всей вероятности, была написана до разрушения Иерусалима в 70 г.

Чтобы полностью понять аргументацию книги, нам нужны элементарное знание иудейской системы, которое дают книги Левит, Числа и Исход.

ПЛАН

I. АРГУМЕНТАЦИЯ: Христос лучше пророков и ангелов (1).

II. УВЕЩАНИЕ (2:1-4).

III. АРГУМЕНТАЦИЯ: Христос лучше ангелов и Моисея (2:5—3:6).

IV. УВЕЩАНИЕ (3:7—4:16).

V. АРГУМЕНТАЦИЯ: Христос имеет лучшее священство, часть 1 (5:1-10).

VI. УВЕЩАНИЕ (5:11—6:20).

VII. АРГУМЕНТАЦИЯ: Христос имеет лучшее священство, часть 2 (7:1—10:18).

VIII. УВЕЩАНИЕ (10:19—13:25).

УРОКИ ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ

Хотя многие из нас не имеют иудейских корней, мы порой тоже разочаровываемся и испытываем искушение вернуться к своему прежнему образу жизни. Послание к евреям несет в себе великую весть для всех нас: мир не может предложить ничего лучше Христа!

Это единственная книга в Новом Завете, которая изображает Христа нашим первосвященником. Десять раз Он назван “первосвященником”, а в остальных случаях “священником”. Ключевые стихи — 4:14-16. Благодаря тому, что Иисус наш “первосвященник”, мы можем с дерзновением приступать к Божьему престолу!

Изучая послание, обратите внимание на постоянное сопоставление старого и нового заветов, особенно в главах 8—10. Зачем возвращаться к обрядовости Ветхого Завета?

Основная проблема адресатов определена в 5:11-14. Большая часть “увещания” написана в третьем лице, но этот отрывок содержит прямое обращение к читателям (второе лицо): “Вы стали неспособны слушать” (ст. 11). Эти христиане не выросли духовно, не стали зрелыми во Христе. Сколько из нас так и остаются духовными младенцами несмотря на свой многолетний христианский стаж?

Евреям | Исследование Писания | Дзен