Найти тему
С Богом по жизни

КНИГА ПРОРОКА АМОСА

Ветхий Завет богодухновен и потому содержит уроки для христиан. Каждая его книга посвящена отдельному событию. Мы должны разобраться в этом событии и применить текст к собственным аналогичным ситуациям. Нам следует спрашивать: “Если это то, что Бог говорил тем людям в их ситуации, то что я могу почерпнуть из этих отрывков относительно Божьей воли для себя в сходных обстоятельствах?”

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Книга пророка Амоса, книга-пророчество, написана, в основном, в форме Божьей вести, изложенной в виде проповеди, за исключением глав 7, 8 и 9, где Амос в повествовательной форме пересказывает свои видения и описывает встречу с Амасией, священником вефильским.

Стилю Амоса присущи броские фразы. Несколько предсказаний о суде в главах 1 и 2 он начинает с фразы “за три преступления... и за четыре...” Подобным же образом он и другие вести излагает с использованием ключевых слов и понятий. Ганс Вальтер Вольф говорит, что Амос — первый библейский автор, употребивший погребальный плач, начинающийся со слова “горе!” Джек Льюис добавляет, что Амос вводит понятие “дня Господня”. После Амоса “горе!” и “день Господень” стали употреблять и некоторые другие авторы.

Кажется, что Амос сердит на народ. Он в резких выражениях осуждает его. На самом деле он гневными словами хочет привлечь внимание людей к своему призыву покаяться. На выбор этих слов его вдохновил Бог. Это значит, что Бог был разгневан на грехи народа и хотел предостеречь их так, чтобы до них дошло. Амос мало рассуждает о покаянии. В некоторых случаях он, как кажется, даже говорит, что каяться уже слишком поздно. Например, в 4:12 мы читаем: “Поэтому так поступлю Я с тобой, Израиль; и поскольку Я так поступлю с тобой, то приготовься встретить Бога твоего, Израиль”. В 5:4-6, 14 и 15 Амос все же призывает народ искать Бога и жить:

«Ибо так говорит Господь дому Израилеву: “Взыщите Меня — и будете живы...” Взыщите Господа — и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрёт его, и некому будет погасить его в Вефиле... Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов».

Иона в том же тоне обращался к Ниневии. Он не обещал помилования, если Ниневия покается. Но когда люди покаялись, Бог простил и пощадил их. В Иер. 18:8 Господь говорит, что если какой народ покается, то Он изменит Свое намерение истребить его. Это в равной степени относится и к Израилю.

В 3:3—6:8 Амос использует другой литературный прием. Вольф обращает внимание на его “дидактические вопросы”. Ответы на них, как правило, очевидны. Их цель — заставить людей задуматься. Вольф говорит, что Амос — единственный пророк, который обращается к дому Исаака. Это обращение он связывает с упоминанием Вирсавии в 5:5 и 8:14 и говорит, что для израильтян Вирсавия была местом паломничества и что колена Иосифа особенно поощряли традицию Исаака.

У Амоса есть три славословия (4:13; 5:8, 9; 9:5, 6). Слово “слушайте” он употребляет в пяти стихах (3:1; 3:13; 4:1; 5:1; 8:4), а “горе” — в 5:18 и 6:1.

А. Г. Аулд полагает, что в 5:1-17 Амос использует такой прием, как палистрофия, которая выглядит следующим образом:

А. 1-3
Б. 4-6
В. 7
Г. 8, 9
В. 10-13
Б. 14, 15
А. 16, 17

Представив эту схему, Аулд спрашивает, можно ли было “такое риторическое построение воспринимать на слух, или же его сложность требует понимать его как ступень в литературном оформлении слов Амоса в знакомой книге”.

Весть Амоса была возвещена в Израиле в устной форме, а потом записана. Возможно, в письменном виде она была послана в северное царство, а также другим народам.

Амос обращается к нескольким фундаментальным темам. Он обличает социальную несправедливость и практическое беззаконие, существовавшие в Израиле. Он показывает, что люди неблагодарны Богу и со своими братьями-израильтянами обходятся совсем не так, как обходился с ними Бог. Он говорит о том, что они больше уповают на свои крепости, чем на Бога. Он говорит о “дне Господнем”. Однако этот “день Господень” будет против Израиля. Он учит, что Бог есть Бог народов и что Он покарает за грехи не только Израиль, но и другие народы.

Книга делится на три основные части: Божье осуждение народов за их грехи (1; 2), Божье осуждение конкретных грехов в Израиле (3—6) и видения о грядущем разрушении и проблеск надежды (7—9).

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Амос говорит, что эти откровения ему были даны за два года до землетрясения, во время царствования Озии и Иеровоама II. Точную дату землетрясения назвать невозможно. Озия царствовал в южном царстве с 783 по 743 г. до н.э., а Иеровоам царствовал в северном царстве с 786 по 746 г. до н.э. Исследователи Библии считают, что Амос проповедовал в интервале между 760 и 750 гг. до н.э. Важность этих дат становится особенно видна, если вспомнить 721 г. до н.э. — дату, когда Самария была уведена в ассирийский плен. В 735 г. до н.э. Ахаз обратился к Тиглатпаласару (библ. Феглаффелласару; см. 4 Цар. 15:29; 16:7, 10) за помощью в борьбе с Арамом. Это было сделано вопреки совету Исаии (Ис. 6—8). В 733 г. до н.э. Тиглатпаласар увел в плен часть Израиля. В 721 г. до н.э. Салманасар V осадил Самарию, а его преемник, Саргон II, увел в Ассирию остаток правящей верхушки Израиля.

Возможно, датировка жизни и деятельности Амоса приобретает дополнительное значение с литературной точки зрения, когда рассматриваются отрывки, содержащие фразы “горе!” и “день Господень”. Уолтер Гаррелсон называет Амоса самым важным пророком в истории израильского пророчества и израильской религии, а также основателем пророческого движения в Израиле.

Амосу было велено идти и пророчествовать в Израиле. Из главы 7 можно понять, что все свои проповеди или, по крайней мере, часть их, он произнес в Вефиле. Он также несколько раз обращается к Иудее. В 5:5 и 8:14 он упоминает Вирсавию. В 6:1 он восклицает: “Горе беспечным на Сионе”. В 8:3 он говорит, что в день разрушения песни храма обратятся в рыдания. В 9:11 он говорит о падшей скинии Давида. Почему он говорит о южном царстве, если должен был пророчествовать царству северному? Одно предположение высказывает Джон Уиллис из Абилинского христианского университета. По его словам, Амос проповедовал в Вефиле, но его проповеди были записаны позднее, возможно, когда он вернулся в Иудею. Не исключено, что записанные пророчества были больше предназначены для Иудеи.

Амос отличался от других пророков тем, что не был профессиональным пророком. Он никогда не учился на пророка. Об этом он говорит Амасии в главе 7. Уильям Стивен пишет, что Амос напоминает ему Иоанна Крестителя. Он отмечает, что Амос был скромным, ничем не примечательным человеком, который ничего не говорит о своем происхождении. Возможно, Бог, выбирая непрофессионального пророка для возвещения такой сильной вести, демонстрировал Свое могущество.

Считается, что слова в 9:11 о падшей скинии Давида имеют мессианский смысл. Альберто Соггин видит мессианскую направленность всего отрывка.

Хаймен Руттенберг говорит, что Амоса убил Озия, но не уточняет, когда это произошло.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Книга Амоса много говорит о Боге и о том, чего Он ждет от человека. В главах 1 и 2, а также в 9:7 мы видим, что Бог есть Бог всего мира, а не только Израиля и Иудеи. Его озабоченность состоянием праведности в других народах напоминает мне книгу Ионы, особенно 4:11. Другие пророки показывают ту же вселенскую заботу Яхве. Наум рассказывает о Ниневии, а Авдий об Эдоме. Остальные пророки неоднократно вскользь упоминают о Божьем господстве над другими народами. Та же мысль прослеживается в книгах Царств, но с акцентом на Божьей заботе о Его избранном народе (см. особ. 3 Цар. 20:28).

В книге Амоса отчетливо отражено то, что Бог требует повиновения народов. Работорговля Эдома, Газы и Тира явно противоречит Божьей воле в отношении них. Следует отметить, что упоминание Газы, продающей целые селения, необязательно говорит о том, что этот грех совершался против Израиля. Моав увидит Божий гнев за то, что они сожгли кости царя Эдома. Опять-таки непохоже, чтобы Бог собирался предпринять эти действия для того, чтобы отомстить за Израиль или защитить его. Суть в том, что эти народы должны слушать Бога.

В книге Амоса также представлено терпение Божье. В главах 1 и 2 Бог говорит: “За три преступления... и за четыре не пощажу его”. Смысл в том, что они были виновны не в трех или четырех конкретных грехах, а грешили постоянно и во всем. Они истощили Божье терпение. Если они смогли истощить Божье терпение, то, значит, до этого момента Бог еще терпел их. Теперь же Он дошел до такой точки, когда уже не может сдержать Свой гнев, а это говорит о том, что Он сдерживал его уже много раз. В 5:15 Амос, без сомнения, указывает на Божью милость. Цель всей книги, особенно главы 5, — призвать Израиль к покаянию и к жизни. В главе 7, когда Амос просит за Израиль, говоря, что “он очень мал”, Бог являет милость и отвращает Свой гнев, который намеревался обрушить на народ. Очевидно, Бог исполнил разрушение, обещанное в главе 8. Однако похоже, что Богу пришлось уговаривать Себя послать Израилю наказание, которого тот заслуживает.

В книге Амоса показана сила Божья. Пророчества первых двух глав исполнились. Бог истребил эти народы в точном соответствии со Своим обещанием. Гимны Богу, содержащиеся в 4:13; 5:8, 9 и 9:5, 6, высвечивают Его силу как Творца и Господина вселенной. Даже обещание восстановить падшую скинию Давида и исполнение этого обещания вместе показывают, что Он силен исполнить Свою волю.

Богу не нужно тщетное поклонение. Он никогда не хотел поклонения от людей, которые живут вразрез с Его волей. В главе 5 Бог не хочет тщетного поклонения и говорит им: “Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!” (5:24). Это качество Бога видно и в других пророчествах, например в Мих. 6:8. В книге Амоса Бог представлен защитником бедных. Об этом говорится в главах 2, 4, 5 и 8. Эта истина провозглашается несколькими другими пророками, присутствует в Псалтири и Притчах.

В книге Амоса мы также видим человеческую сущность. Бог добр к человеку, а человек отвечает Ему неблагодарностью. Эта страшная истина особенно выпукло отражена в 2:9-12. Хотя Бог был милостив к ним, они поили назореев вином, а пророкам запрещали пророчествовать.

Эта неблагодарность человека проявляется в том, что он не подражает Божьей щедрости. Бог так много дал человеку, но израильтяне ведут себя неправедно по отношению друг к другу и обижают бедных. Эти грехи характерны как для отдельных людей, так и для всего израильского общества.

Книга Амоса — микрокосм взаимоотношений Бога и человека, тех взаимоотношений, о которых мы читаем с первой до последней страницы Библии. Адаму и Еве было много дано, а они ответили тем, что согрешили. Бог от начала благословлял мир, а человек ответил на это распятием Божьего Сына. В книге Амоса Бог просит человека покаяться, чтобы не испытать на себе Его гнев. Евангелие для современного мира также состоит в том, что человек может покаяться и тем избежать Божьего гнева. Многие из тех самых грехов израильтян, которые осветил Амос, совершаются и сегодня.

#амос #пророк #пророки #ветхий завет #библия #религия #христианство