Менять шины на зимние нужно, когда дневная температура несколько суток держится на отметке +5 °C.
Во многих регионах России это произойдет совсем скоро. У зимней резины более глубокий протектор, а еще она гораздо мягче летней, поэтому в холодную погоду лучше держит сцепление с дорогой.
Шипы и липучка — в чем разница
Для зимних дорог выпускают три типа шин: фрикционные, шипованные и всесезонные. Последние подходят в основном для регионов с очень теплыми зимами, где температура редко опускается ниже нуля. В остальных случаях лучше выбрать именно зимний вариант: фрикционную или шипованную резину.
Фрикционные шины — «липучка». В протекторе таких шин нарезают множество ламелей — узких канавок для отведения воды. Резина у таких шин мягче, чем у летних и шипованных, поэтому они как бы прилипают к дороге, из-за чего их и называют липучкой. На самом деле фрикционные шины цепляются за покрытие и держат дорогу за счет высокой силы трения. Есть две разновидности липучки:
- Европейская — для теплых южных регионов, где температура зимой около нуля и редко опускается ниже −5 °C. Ламелей в протекторе меньше, они шире, а профиль плеча шины — покатый, слегка закругленный. Такая резина хорошо держит на сухой, мокрой или слегка присыпанной пушистым или мокрым снегом дороге. В сильный мороз она теряет эластичность и «дубеет». Рисунок протектора на таких шинах чаще направленный дождевой, в виде «елочки», но это не жесткое правило: бывают и модели с асимметричным рисунком.
- Скандинавскую липучку делают из очень мягкой резины, которая не «дубеет» даже при морозах ниже −20 °C. Ламелей больше, но они более узкие. У протектора ярко выраженные плечевые зоны, это увеличивает пятно контакта. Липучка скандинавского типа хорошо цепляется в сильный мороз за твердый гладкий лед, укатанный снег и обледеневший асфальт, но в оттепель на средней каше работает плохо.
Шипованные шины. В протекторе обязательно будут металлические шипы, которые прокалывают лед и врезаются в дорожное покрытие. У шипов составная конструкция: алюминиевый корпус сложной формы и стальной или твердосплавный сердечник.
У разных шин разное количество и расположение шипов, но не более 60 штук на погонный метр. Действующий в России технический регламент разрешает и большее количество шипов, если в независимой аккредитованной испытательной лаборатории подтвердят, что они не вредят дорожному покрытию. Чтобы шипы дольше не выпадали, шину делают из более жесткой резины и с меньшим числом ламелей, чем у липучек.
Новую шипованную резину нужно обкатать — проехать 300—500 км со скоростью не выше 80—100 км/ч, без пробуксовок и скольжений, чтобы шипы правильно «сели» в протекторе. Если в это время ездить агрессивно, часть шипов может выпасть.
Шипы и липучка на дороге
Водитель, который соблюдает ПДД, почти не заметит разницу между фрикционными и шипованными шинами, но она есть.
На снегу. Фрикционные шины эффективнее работают на свежем снеге и снежной каше — смеси осадков и льда с реагентами. Мягкая резина и широкие дренажные ламели лучше отводят воду от пятна контакта — у липучек на снегу лучше разгон, курсовая устойчивость и короче тормозной путь. Автомобиль на шипах будет хуже тормозить и чаще буксовать, а когда протектор забьется — будет хуже держать курс.
На укатанном снеге при температуре до −20 °C шипованная резина может оказаться лучше липучки, но многое зависит от качества шин и дорожных условий: скорости авто, плотности трафика, состояния покрытия. Хорошая шипованная резина лучше дешевой липучки, и наоборот.
На льду. Шипы хорошо работают на свежем льду, при гололедице и когда поверх льда есть слой воды. Шипы врезаются в лед, и автомобиль сохраняет сцепление с дорогой. Фрикционные шины в таких условиях начинают скользить или буксовать, поскольку мягкая резина не может зацепиться за такое покрытие.
На мокрой трассе. У фрикционных шин больше ламелей, поэтому они лучше отводят воду от пятна контакта. После дождя, в слякоть и в лужах липучка лучше, чем более твердая шипованная резина с меньшим количеством ламелей. Но только в том случае, если под слоем воды нет льда.
На сухом асфальте. При движении по сухому твердому покрытию липучка тоже лучше шипов — за счет более мягкой резины.
Есть мнение, что шипы скользят по сухому асфальту, но это не так. Просто шипы и твердая резина цепляются за дорогу хуже липучки.
Шипы и липучка в мороз и в межсезонье
Липучка хорошо держит дорогу, если ездить в оттепель при плюсовых температурах, и покрытие успевает высохнуть. Но когда будет стабильно тепло, фрикционные шины станут слишком мягкими, будут изнашиваться быстрее более твердой шипованной резины, а главное — у автомобиля на липучке хуже управляемость и длиннее тормозной путь.
При температуре от 0 до −20 °C на поведение шины больше влияют дорожное покрытие и состав резины. В небольшой и средний мороз фрикционные и шипованные шины на одинаковом покрытии будут вести себя примерно одинаково, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для каждого типа резины.
Когда температура опускается ниже −30 °C, фрикционные шины скандинавского типа работают лучше шипов, а европейская липучка — хуже. При длительном сильном морозе лед становится очень твердым, шипы уже не могут проколоть его и скользят. Мягкие скандинавские фрикционные шины, наоборот, будут максимально прилегать к дороге, а европейская липучка при таком морозе «дубеет».
Что лучше для внедорожников
Для внедорожников и кроссоверов выпускают свои версии шин — и шипованных, и фрикционных. Эти машины тяжелее обычных легковушек, поэтому у шин для внедорожников и кроссоверов усиленный каркас, более прочные и жесткие боковины.
Такие шины больше ориентированы на глубокий снег, наст и снежную кашу бездорожья, а не на городские дороги. Но описанные выше принципы выбора шипованных шин или липучки остаются верными и для внедорожников.
Как определить, что шины пора менять
На шины наносят индикатор, который показывает глубину оставшегося протектора. Он подскажет, когда резину пора заменить. Если такого индикатора нет, толщину канавок протектора можно измерить специальным инструментом или любым тонким стержнем. Шины пора менять, когда глубина протектора станет меньше 4 мм.
Со временем резина теряет свойства, поэтому производители рекомендуют не использовать шины, с момента выпуска которых прошло больше 10 лет Такие шины лучше заменить, даже если они совершенно новые. Дату выпуска обычно пишут на боковине шины, хотя разные производители делают это по-разному.
Глубину протектора измеряют с помощью специального прибора. Но можно использовать для этого обычный штангенциркуль или любой тонкий стержень и линейку
Преимущества и недостатки липучки
- Хороши на чистом и сухом асфальте, мокрой дороге, в слякоть, снежной каше и на рыхлому снегу. Это хороший выбор для Москвы или Санкт-Петербурга и других крупных городов.
- Шины намного тише шипованных — меньше шума в салоне, а еще они лучше справляются с мелкими неровностями.
- Скандинавская липучка лучше работает в условиях суровых морозов — при температурах ниже −20 °C.
- Хуже сцепление на укатанном снегу: тормозной путь длиннее, машиной сложнее управлять. На мокром льду в оттепель машина может стать неуправляемой.
- Быстрее изнашиваются в межсезонье — переобуваться на лето приходится раньше.
Преимущества и недостатки шипованных шин
- Шипы лучше держат автомобиль при гололедице или на укатанной снежной трассе. Шипованные шины — популярный выбор для жителей Сибири.
- Лучше работают на грунтовых дорогах и бездорожье.
- Незаменима там, где часто оттепель и мокрый лед.
- Требуют больше внимания: нужно обкатывать 300—500 км в спокойном режиме. Когда шипы вылетят, работают гораздо хуже.
- Сильно шумят, особенно при движении по твердому покрытию или на трассе на высокой скорости. В салоне не так тихо, как в случае с липучкой.
- Выше расход топлива: шипованная резина обычно тяжелее фрикционной.
- Нельзя въехать в некоторые страны Европы и Азии: в Болгарию, Германию, Испанию, Молдавию, Хорватию, Чехию, Словакию, Черногорию, Японию и Турцию.
Когда выбирать шипы, а когда липучку
Большой город, мегаполис: В черте города, где регулярно чистят дороги
и используют реагенты, фрикциону удобнее. Но если ездить не только
по главным улицам — стоит взять шипы
Небольшой город, пригород: Шипованная резина предпочтительнее,но если важен комфорт в салоне взять дорогую липучку
Грунтовые дороги: Лучше шипованные шины
Регионы с очень холодной зимой: В регионах с умеренными морозами до −20 °C шипы имеют небольшое преимущество, хотя и дорогая липучка
ведет себя очень хорошо. При частых морозах ниже −30 °C лучше предпочесть
фрикционную резину скандинавского типа
Регионы с теплой зимой: В теплом климате можно рассматривать шины обоих типов. Если температура редко падает ниже нуля, лучше взять фрикционные шины, а если часто бывают непродолжительные заморозки — шипы