Абьюзеры используют психологическое и/или физическое насилия для контроля над другими людьми и решения своих эмоциональных проблем. Со стороны, их поведение может казаться просто хаотичным, жестоким, аномальным и бессмысленным. Ведь зачем творить насилие, оно не нужно, но для абьюзера это не выглядит так. Насилие для него по сути единственный способ защититься и почувствовать себя относительно комфортно. Относительно — потому что многие абьюзеры понимают, что насилие это плохой способ для нормальной жизни, для нормальных отношений и коммуникации с близкими людьми. Но, другие способы для них недоступны или выглядят еще более разрушительными для их психики.
И, не забываем, что абьюзерами могут быть представители обоих полов.
Через насилие абьюзер может повысить свою самооценку. В общем-то это очень простой, можно сказать примитивный, способ получить желаемое. То есть, если я кого-то подавляю, если я сильнее кого-то, психологически или физически, то я могу почувствовать себя лучше — более важным, ценным и мощным. Это может неплохо работать в культурной среде, где насилие поощряется, являясь одной из основ, но там, где это не поддерживается, или даже поддерживается не полностью, получается, что абьюзер не соответствует принятым моральным принципам и понимает, что действует неправильно. В таких обстоятельствах абьюзер обычно использует оправдание, говоря, что это его вынуждают, что он только защищается, что он хочет как лучше, а другие ведут себя ужасно. Но, внутренний конфликт это не снимает, и поэтому насилие обычно дает только временное облегчение и требует поддержания, чтобы чувствовать себя лучше.
Многие абьюзеры в прошлом сами были жертвами насилия, например, в родительской семье. И в этих условиях насилие может стать способом контроля над поведением окружающих, чтобы избежать повторения насилия в отношении самого абьюзера. То есть, получается, довольно специфический способ справления со своими проблемами, когда насилие используется как способ избежать насилия. Но дело в том, что с насилием приходит и искаженное представление о том, что это такое, то ест по сути абьюзер начинает настолько перестает понимать, что же это такое, что совершенно безобидные замечания или поведение других людей может трактовать, как нападение на себя, отвечая совершенно неадекватно, но одновременное искажение в виде нормальности насилия в отношении его самого, воспринимает как справедливость.
Страх это вообще, один из основных двигателей абьюза. Страх оставления, отвержения, пренебрежения, которые могли сформироваться еще в детстве, например, в результате пугающих, даже травмирующих событий, могут заставить абьюзера стараться избегать повторения этого ощущения. В результате, он может стараться привязать к себе партнера, чтобы его не оставили, или относились бы, например, уважительно. То есть, это вариант, когда насилие по сути купирует страх. Потому что это не просто страх, тут человек обычно его не осознает, это тот страх, который уже не виден, совершенно непонятно, откуда он мог бы взяться в его жизни. Возможно, он даже помнит эпизод или эпизоды страха, но его сознание просто проходит «мимо» них, и он даже не чувствует, что там могло бы быть что-то такое, что поспособствовало бы формированию его истории абьюза. Например, ребенок мог испугаться, что мама умрет, если она болела. При стечении определенных обстоятельств это могло бы стать очень сильным воздействием и привести к тому, что этот страх потери будет заставлять уже взрослого человека стараться привязывать и контролировать своих партнеров, чтобы они его не могли бы от него уйти. И тут беда заключается в том, что абьюзер таким способом скорее вредит себе, потому что контролируемый партнер воспринимает этого попытки не как заботу или внимание, а именно как насильственный контроль и это очень часто ускоряет расставание. И, многие абьюзеры это понимают, но природа их насилия такова, что противостоять этому они не могут. Тягостные переживания буквально заставляют их делать то, что они делают. Это может вызывать сочувствие. Но помните, что это не означает оправдание насилие.
Осложняет задачу еще отсутствие представлений о том, как бы все это могло быть по другому. Если не действовать так, как абьюзер привык, то как вообще? Этому ведь надо учиться, а учителей-то очень часто и не было.
Наконец, насилие может быть настолько искажено в представлении абьюзера, как то, что он трактовать его, как форму выражения любви. Вообще, токсичное поведение для него очень часто является если не нормой, то оправданным делом, или почти нормой. И в его линию поведения, связанную с насилием вплетаются обычно все чувства и ощущения. В том числе и любовь. То есть, проявление неравнодушия, любви тоже может проявляться через насилие. Просто абьюзеру так может не казаться.
И, потребность в контроле у таких людей приобретает обычно невротический характер. Конечно, абьюзеры бывают склонны к контролю по разному и не всегда такой контроль над жертвой будет тотальным. Но, если он присутствует, то обычно подразумевает необходимость купирования тревоги, страхов, внутреннего ощущения несовершенства, возможно чувства стыда. Это могут быть чрезвычайно болезненные ощущения и в таком случае контроль становится способом обрести свой баланс и комфорт в отношениях. И, подчас, единственным способом, без которого абьюзер просто начнет эмоционально разваливаться.
Автор: Психолог Андрей Петраков
Записаться на консультацию: https://psy-zoom.ru/about-blog-ap
Новые видео на моем Youtube-канале: https://www.youtube.com/@PetrakovPsy
Поддержать на Юмани
Наш канал в Telegram: https://t.me/psyzoom
Группа поддержки вTelegram после абьюза: https://t.me/+Qab0EnRDoCFlMDc6
Поддержите меня на Boosty: https://boosty.to/petrakov