Здорова, народ!
Технология балансировки маховика предполагает использование специальной оправки. То есть некоего вала, на который маховик будет установлен перед отправкой его на балансировочный станок. Вместе с тем, данный метод, применительно к двигателям отечественных оппозитов, не является точным. И вот почему.
Для получения положительного результата необходимо, чтобы центр тяжести и центр вращения маховика совпали как при установке его на оправку, так и при монтаже на коленчатый вал. Однако это практически не возможно. По той простой причине, что оправка может быть выполнена не совсем точно. Кроме того, конусы на коленчатом валу и в маховике проточены далеко не так ровно, как этого хотелось бы. В итоге огрехи изготовления этих деталей дадут весьма не приятный результат в виде бессмысленно потраченных на балансировку времени и денег. Идеально отбалансированный на станке маховик, будучи установленным в двигатель, даст непонятно откуда взявшуюся вибрацию. Которая будет раздражать оппозитчика и постепенно разрушать двигатель его мотоцикла.
Рассуждая подобным образом я задался вопросом о том, как проверить свои умозаключения. И пришел к выводу, что сделать это достаточно просто.
В случае, если центры маховика и коленчатого вала совпадают, то уравновешенный маховик в любом положении относительно кривошипа не должен проворачиваться под действием силы тяжести.
В процессе экспериментов, для наглядности процесса, мной был снят небольшой видеоролик.
На видео видно, что после установки неуравновешенного маховика (в сборе с уравновешенным коленчатым валом) на приспособление для балансировки он достаточно уверенно проворачивается и стремится занять такое положение, в котором будет обращен своей наиболее тяжелой частью вниз.
Далее я уравновесил уравновесил маховик, прилепив к нему кусочек пластилина, имеющий необходимую для этого массу. После чего указанная деталь получила возможность находиться в состоянии безразличного равновесия в любом своем положении.
Пометив маркером место установки корректирующей массы (кусочка пластилина) и взаимное расположение маховика и коленчатого вала, я провернул маховик по отношению к валу примерно на 90 градусов. При совпадении их центров балансировочное приспособление должно показать, что маховик по прежнему является уравновешенным. Вместе с тем этого не произошло и он, хоть и менее уверенно, нежели ранее, стал стремиться провернуться, заняв положение, в котором его наиболее тяжелая часть окажется внизу. Следовательно, центр вращения маховика и центр вращения коленчатого вала не совпадают и их раздельная балансировка практически бессмысленна.
На основании проведенного эксперимента полагаю, что при балансировке деталей двигателей отечественных оппозитов необходимо соблюдать следующие правила:
1. Вначале балансируется коленчатый вал (об этом можно почитать тут).
2. Маховик балансируется не на оправке, а на отбалансированном коленчатом валу, совместно с которым он будет работать. При этом они должны быть установлены в такое положение, которое, в последующем, займут при сборке двигателя.
***
Балансировка маховика производится посредством засверливания отверстий в его наиболее тяжелой части и приведения данной детали в состояние безразличного равновесия. После того, как это сделано, для получения наилучшего результата, желательно провести дополнительную балансировку, с использованием так называемого "метода кругового обхода". Честно говоря, я этого пока не сделал. Если надумаю сделать - расскажу.
Всем добра!