Сейчас к развитию гражданской авиации приковано особое внимание. Для выпуска отечественных самолетов нужны силовые установки, созданные в России. И двигателестроители готовы предложить решение. О том, как обстоят дела в создании авиадвигателей в нашем материале.
Задача поставлена
К 2030 году россияне должны летать на самолетах отечественного производства – такая задача сейчас стоит перед компаниями авиаотрасли и двигателестроителями.
Решением вопроса по плавному переходу на российские авиатехнику стала Комплексная программа развития авиационной отрасли до 2030 года. Последние изменения к программе были приняты в августе 2023 года. Они учитывают производственные мощности предприятий страны.
Документ ставит четкие задачи по показателям роста объемов перевозок гражданской авиации, потребностям в воздушных судах. Но самое главное, в комплексной программе есть график производства и поставки двигателей для самолетов и вертолетов.
Создать современный турбореактивный или турбовинтовой двигатель куда сложнее, дольше по времени и дороже, чем новый самолет. Более того, технологиями для производства газотурбинных двигателей обладают всего пять стран. Россия среди них, но надеяться на остальную 4-ку не приходится. Перед ОДК стоит сложная задача – увеличить объем производства двигателей для гражданской авиации в 3 раза.
Серийный авиадвигатель ПД-14 для авиалайнера МС-21
Самолет МС-21-310 с отечественным двигателем ПД-14 был сертифицирован в декабре 2022 года. Лайнер с российской силовой установкой выполнил свыше 160 успешных испытательных полетов. Во всех режимах эксплуатации двигатель показал характеристики, ни в чем не уступающие иностранным аналогам. А значит препятствий со стороны двигателестроителей для выпуска российского самолета нет. Остается лишь нарастить серийное производство.
По плану из Комплексной программы в следующем году запланирован выпуск 12 двигателей ПД-14. Они будут установлены на первые шесть самолетов МС-21-310. На первый взгляд немного. Но далее предстоит ежегодно удваивать производство силовой установки, с выходом к 2029 году на выпуск в 144 силовые установки ежегодно.
Всего же до 2030 года должны быть произведены 540 двигателей ПД-14 для 270 самолетов. К этому следует прибавить и 38 подменных двигателей, которые также запланированы к выпуску в ближайшие 7 лет. Такие объемы будут гарантировать бесперебойную эксплуатацию МС-21, особенно на начальном этапе освоения эксплуатации нового изделия.
Перспективный двигатель ПД-8 для лайнера SJ-100
Работа над российским двигателем ПД-8 для ближнемагистрального самолета SJ-100 идет в соответствии с графиком.
Силовая установка проходит серию стендовых и летных испытаний. В сентябре 2023 года система управления двигателем ПД-8 успешно прошла испытания экстремально высокими температурами. Гидромеханические агрегаты САУ-8 выдержали испытания пламенем и сохранили работоспособность при температуре 1100 градусов Цельсия. А в октябре прошли испытания внешних конструкций двигателя пилона и мотогондолы в трансзвуковой аэродинамической трубе. Все полученные характеристики - подъемная сила, сопротивление, обтекание элементов – подтвердили расчетные данные.
К летным испытаниям двигателя ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ ОДК приступила еще в декабре прошлого года. Следующим шагом станут летные испытания силовой установки уже на втором опытном образце авиалайнера SJ-100.
ПД-8 успешно справляется с испытаниями. Поэтому сертификат типа на двигатель планируется получить до конца 2023 года.
В 2024 году по графику Комплексной программы должно быть выпущено 40 двигателей ПД-8, что соответствует запланированным на тот же год 20 лайнерам SJ-100.
Всего до 2030 года будет произведено 284 силовые установки ПД-8 и 142 самолета SJ-100. Также планируется выпустить 28 подменных двигателей.
Двигатель ТВ7-117СТ-01 для регионального Ил-114-300
Что же касается статуса программы ТВ7-117СТ-01, то два двигателя были переданы самолетостроителям в прошлом году и в настоящее время идет подготовка к летным испытаниям в составе самолета Ил-114-300.
ТВ7-117СТ-01 уже сертифицирован. Сертификат типа для двигателя был выдан Росавиацией в декабре 2022 года с рядом эксплуатационных ограничений. Уже в мае этого года установленные ограничения в части эксплуатационного диапазона были сняты. Сейчас возможности эксплуатации двигателя расширены по высоте до 7,6 км и скорости полета до 550 км в час.
Предприятие-разработчик ОДК-Климов на этом не останавливается. В данный момент на стадии выполнения сертификационных работ находится еще несколько заявок, нацеленных на расширение эксплуатационных характеристик и совершенствование конструкции двигателя.
Сроки производства силовой установки уже идут с опережением графика. В Комплексной программе 4 двигателя ТВ7-117СТ-01 запланированы к поставке в 2024 году. Однако два резервных двигателя в сертифицированной типовой конструкции уже готовятся к передаче ОАК. Еще две силовые установки должны быть предоставлены для летных испытаний самолета Ил-114-300 до конца 2023 года.
Набранный темп будет сохраняться. В течение последующих лет планируется выход на тираж в 24 силовые установки ежегодно. Всего же до 2030 года должно быть произведено 142 двигателя для 70 самолетов. В это число вошли и две силовые установки для опытной машины, выпущенные в 2022 году. Дополнительно предприятия ОДК произведут 17 подменных двигателей.
Комплексная программа развития разработана для многих авиадвигателей. Мы рассказали о трех их них. В следующем материале разберем, как обстоят дела с силовыми установками семейства ПС-90 и двигателями ТВ7-117СТ-02.