"Обида" (м/ф, СССР, 1962)
На днях увидела на улице такую сцену. Двое родителей шли с мальчиком лет пяти. Отец, подойдя к дороге, сказал ребенку, чтобы тот дал ему руку. Но мальчик надулся, промолчал и спрятал руку в карман курточки. Мама пояснила:
– Ну, ты же отказался его взять на руки, вот он и обиделся. Теперь из принципа не хочет, чтобы ты его за руку взял.
Отец не придумал ничего лучше, как продолжить игру:
– Если ты сейчас не дашь мне руку, я тоже на тебя обижусь и вообще не буду больше брать на руки.
Ай да молодцы. Вроде бы рядовая повседневная, обыденная ситуация, но она явно сигнализирует о том, что в этой семье умеют общаться только манипуляциями.
Ничего плохого в этом нет, иной раз даже и приходится (особенно, когда нужно на что-то уговорить несмышленого малыша). Но вот что интересно. Ребенок ладно, он еще в силу возраста прибегает в простейшей манипуляции через обидку, чтобы получить желаемое. Но отцу-то не пять лет. Ему с чего обижаться на ребенка в бунте? Разберемся.
Обида может являться осознанной манипуляцией, обычно детской или женской. В этом случае нам как бы говорят: "Я на тебя обиделась, я с тобой не разговариваю, теперь иди и уговаривай меня перестать на тебя обижаться".
Но есть и другого рода обида: это неконтролируемая, эмоциональная реакция, которая относится к числу рэкетных (манипулятивных, неаутентичных, не данных нам от природы) эмоций. Да, это тоже про манипуляции, но уже неосознанные. Здесь у человека нет прямой выгоды, нет стремления влиять на партнера по общению. Субъективно ситуация воспринимается так, что человеку просто больно, горько, плохо и обидно.
И вот с этим видом обиды всё довольно-таки интересно!
С детства многих из нас учили, что обижать других – нехорошо. Это славный педагогический ход, и он оправдан, но для практической психологии не интересен. Психологи часто говорят о том, что обидеть вообще никого нельзя. Нет у нас таких возможностей. А вот обидеться – можно. Это дело выбора.
В советском мультфильме "Обида" (я бы не сказала, что он особо популярный) нам показывают "плохую девочку", которая "всех обижает".
Сначала девочка дружит с куклой. Однако затем она видит петушка и решает, что "он лучше куклы". Конечно, кукарекает, хвостик пушистый имеет. Он позволяет девочке заплетать свой хвост и охотно носит красный шарф, которым она его ненадолго одарила.
Дружба длилась недолго: девочка увидела уточку, и так как "уточка лучше", девочка стала водить дружбу с ней. Она отняла у петуха красный шарф и наградила им утку. Петух сник, расстроился и явно впал в депрессию. Та же участь ждала и уточку, когда девочка увидела курочку.
Девочка забирает шарф, покидает утку, утка впадает в депрессию и выглядит убийственно жалкой.
Курочке не повезло еще больше. На радостях – от дружбы и красного шарфа, видимо – курочка снесла яичко и преподнесла его девочке. Девочка отняла у курицы шарф, а яйцо разбила. Так что курица осталась без шарфа, в депрессии, да еще и у разбитого яичка. Ну, а новым другом девочки стал щенок.
Весьма жестокая история даже по меркам советской мультипликации! Однако эта история вызывает вопросы.
Почему, собственно, девочка – плохая? Откуда появляется осуждающе-воспитательная направленность мультфильма? Ну, вот такая она увлекающаяся натура. Быстро загорается, быстро гаснет, бежит дальше. Да, друзей у нее не будет, останется она одна в конце концов, но зачем же всю ответственность сваливать исключительно на девочку?
Депрессивные животные показаны с расчетом на жалость и сочувствие. Но это же был их выбор повестись на красный шарф, тешить себя надеждой на дружбу, питать иллюзии... Девочка им даже ничего не обещала. Она променяла их на других "друзей", и им от этого стало "больно, горько, плохо и обидно". Как и к отцу мальчика, которого я встретила на улице, вопрос к ним такой: а с чего-то вдруг стало обидно?
Есть мнение, что обида – это невысказанная злость, причем очень часто – злость на самого себя. Эту эмоцию часто испытывают люди, которые относятся к себе плохо, не любят себя, не ценят, не принимают. Но они живут надеждой, что кому-то другому они будут нужны, кто-то другой их полюбит и будет им рад. И вот встречают они такую "девочку" и видят, что их надежда оправдалась. А когда "девочка" уходит, они снова понимают, что никому они не нужны... даже себе. Здесь можно было бы разозлиться на себя, но такая открытая агрессия опасна. Поэтому злость "проглатывается" и превращается в обиду, которая тоже разъедает изнутри, тоже является формой аутоагрессии, но при этом всегда можно обвинить во всем "девочку".
По сути, мы имеем дело здесь со страхом отвержения и с неспособностью опереться на самого себя.
Девочка действительно осталась одна, потому что щенок от нее сам ушел. Он посмотрел на всю эту чудесную "историю взаимоотношений" (кукла наябедничала), спокойно сделал вывод о том, что ему это не надо, и ушел. Без обидок, истерик и депрессий. Взрослый, психологически грамотный вариант.
И если вдруг нахлынет обида, самое разумное – не поддаваться искушению обвинить кого-то в том, что тебя обидели. Полезно напомнить себе о том, что:
- обидеть нельзя, но можно обидеться;
- говоря "меня обидели", мы перекладываем на другого свою часть ответственности;
- если мне обидно, скорее всего, меня задело то, что мною пренебрегли или поступили со мной не так, как я рассчитывала;
- значит, на самом деле я на что-то рассчитывала и/или боялась быть отвергнутой;
- а раз так, значит, явно пора задуматься над тем, почему это я не нужна самой себе и что с этим делать.
Если же кто-то другой вдруг обиделся на вас, то лучше всего напомнить себе, что это не вы – обидели, а на вас – обиделись. И по вполне понятным причинам, с которыми разбираться должен сам обижающийся.
Мне искренне жаль и петушка, и уточку, и курочку (в конце концов, эмпатия у меня развита хорошо), но всё же я вынуждена признать: если бы они больше любили и ценили себя, то не продались бы за пару комплиментов, обнимашек и красный шарфик, а, лишившись мнимого друга, не впали бы в уныние, а просто пошли, полетели, поплыли дальше.