Термин "синдром выгорания" был введён американским психологом Кристиной Маслах почти полвека назад, но лишь совсем недавно, в 2019 году, Всемирная организация здравоохранения, опираясь на научные работы Маслах, включила профессиональное выгорание с кодом QD85 в 11-ый пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11) в качестве болезненного состояния, обусловленного профессией.
Само "выгорание" - термин широко известный в узких кругах, и, конечно же, все психологи знают о его истощающем влиянии не только на результаты работы специалиста, но и на саму жизнь "выгорающего". Но, если психологи помогают не выгореть другим, то кто поможет не выгореть психологам? Или психолог должен сам с собой работать? Давайте об этом и поговорим.
Итак, как выгорают психологи?
Здесь, к сожалению, вскрывается много неприятного, потому что психологи выгорают ...:
- неожиданно (для себя и других, скорее всего, просто не выспался, или устал, или просто "всё и все бесят", а потом бац - а это уже месяца три не проходит, каждодневно усиляясь);
- не вовремя (казалось бы, увеличивается количество клиентов, ты "весь в делах", работы становится настолько больше, что иногда нет времени на еду и, порой, даже на туалет, а тут какое-то выгорание, потом, не до пустяков);
- постыдно (не признавая своё выгорание, стыдясь его, ведь выгорел = непрофессионал, а раз непрофессионал - зачем принимал клиентов и кто теперь к тебе пойдёт?);
- одиноко (запрашивать помощь от других психологов неловко, а сам себе помочь уже не в состоянии).
Так почему психологи выгорают, если они психологи?
Оказывается, и у стоматологов бывает кариес, и учителям физики нелегко катить дорожный чемодан с маленькими колёсиками по брусчатке привокзальной площади. Просто и тем, и другим понятнее процессы, а значит, им легче их преодолевать.
Психологи тоже понимают влияние процессов, но вместе с этим, они выгорают ещё и просто потому, что они психологи. Объясню. Основными факторами, подталкивающими к выгоранию, являются четыре причины (спойлер, психологи выбивают "страйк" четыре из четырёх):
1. Сфера "человек-человек".
2. "Спасающая" профессия с высокой ответственностью за конечный результат.
3. Высокая психоэмоциональная нагрузка взаимодействия.
4. Результативность зависит не только от специалиста, хотя моральную ответственность несёт он (также точно дела обстоят у реаниматологов, адвокатов, спасателей МЧС. Исход дела тоже зависит не от них, зато в случае неудачи вину будет чувствовать специалист). Например, не все клиенты выполняют рекомендации, ожидая при этом стопроцентный результат, реклама за десять тысяч привела только одного клиента, вернее, не привела, а сподвигла на звонок, и, узнав о стоимости сессии, потенциальный клиент обещал перезвонить (неделя прошла). А вчерашняя клиентка, попросившая немного "раздвинуть" других записавшихся, чтобы смочь проконсультироваться именно сегодня, за три минуты до прихода отменилась, так как вспомнила, что на это же время записана к ещё какому-то "...ологу".
И здесь как с больной спиной у грузчиков: их обострение остеохондроза - это почти прямое следствие их деятельности по переноске рояля с первого на пятый этаж без лифта (ах, чёрт, не тот подъезд). Да, конечно, важна прямая спина, груз поднимаем с помощью ног, потуже затянуть пояса-корсеты и прочие бла-бла-бла. Но всё же: если ты психолог = ты выгоришь. Вопрос: что ты будешь с этим делать и на каком этапе спохватишься - когда мышцу слегка потянул или когда уже при разгибании спины на колени падаешь от острой боли.
А основных этапов три:
1. Нарастающее истощение и нежелание выполнять простые служебные обязанности (чай они и дома попьют, незачем предлагать).
2. Всё чаще возникающие конфликты с теми, на кого направлена их деятельность, обезличивание личности клиента до "клиентской массы" и тому подобное.
3. Чувство собственной несостоятельности и тотального раздражения.
Если говорить проще, то "выгорание" - это когда ты весь отдаёшься очень любимой и сверхнапряжённой работе, возвращающей тебе гораздо меньше затраченного, и в этом ты считаешь виноватым себя. А потом - других. А затем - вообще всех (даже своих домашних).
Получается, чтобы не выгореть, надо не очень любить свою работу, не ждать никаких особых результатов и брать с клиентов втридорога?! Так да не так. Кстати, а давайте обсудим в комментариях, а существуют ли они - эти "никогда не выгорающие" психологи.
Как ведут себя выгорающие психологи? Чаще всего они:
- начинают избегать сложных (хотя их сложность ими же и преувеличена) консультаций;
- игнорируют вопросы от потенциальных клиентов, на которые нужно что-то отвечать (да, это и правда странно);
- без видимых поводов придираются к близким и окружению (конфликтовать с клиентами напрямую - нерентабельно);
- пренебрежительные рассказы клиентских историй своим знакомым в михаило-задорновском формате: "ну, тупые";
- делают с каждым днём всё меньше, а устают - всё больше;
- начинают слишком много внимания уделять неважному (двухнедельному выбору салфеток для кабинета, необоснованной пересадке цветов в новые горшки) в ущерб основной работе.
- начинают необоснованно выпивать (избегающая стратегия) после/вместо работы.
Что делать, чтобы не выгореть (очень общие рекомендации):
Во-первых, знать, что "это" ждёт впереди и ждать этого тоже. Все советы про "не пропускать через себя" и "слушать вполуха" чаще всего применимы только на лекциях психфака от людей с научными степенями, никогда не работающих консультантами (почему-то вспомнился анекдот про пожилого психолога, который умер в рабочем кресле, но успел принять ещё двух клиентов).
Во-вторых, иметь подробный план действий на подобный вариант развития событий (отложенные на это ресурсы в виде времени, денег и возможностей).
В-третьих, профилактировать своё потенциальное выгорание (статей на эту тему масса, особенно на этом сайте - подобными полезными статьями можно делиться и в комментариях к этой статье). Послушайте/почитайте/посмотрите про выгорание, это полезно.
Помните, я приводил пример про кариес и стоматолога? Думаю, опытный стоматолог устраняет кариес как только его у себя заметил. А он должен его у себя заметить.
В-четвёртых, в своей психологической деятельности важно придерживаться четырёх правил. А именно, Вам должно быть интересно, выгодно, разнообразно и комфортно заниматься психологией.
И в-пятых, в других ваших жизненных сферах (хотя бы по примеру пресловутого "колеса жизненного баланса") всё должно быть в порядке. Пусть не в полном, но в порядке.
Как быть, если Вы "ужé":
Принято думать, что спасение выгорающих (психологов) - дело рук самих выгорающих. Однако, это не так. Конечно, есть пример молодого хирурга Леонида Рогозова, который в 1961 году, находясь в Антарктиде, провёл сам себе хирургическую операцию по поводу аппендицита, но лучше и безопаснее доверить помощь себе кому-то авторитетному для Вас другому.
- Признайтесь себе, что дело уже пахнет "жареным";
- Пообщайтесь с коллегой/коллегами, желательно тем, кто не знает Вас близко, но с тем, кто обладает опытом и знаниями по преодолению этого состояния;
- Дайте себе время для восстановления, ведь выгорание = истощение, и предпринимайте для этого восстановления конкретные действия;
- Используйте этот этап как важный профессиональный опыт, без которого Вы не стали бы ещё бо́льшим специалистом. В век соцсетяшных постов и лайков, это может стать отдельной темой для публикаций, интересной и вашим клиентами, и коллегам.
- И помните, выгорание - признак того, что Вы не недорабатываете или умеете, а перерабатываете, помогая. И это не стыдно. Это временно.
Ну и напоследок, для профилактики синдрома выгорания, хочу предложить посмотреть классный фильм о психотерапевте, выгорающим на своей работе, который называется "Путешествие Гектора в поисках счастья" (2014). Надеюсь, Вам он не только придётся по душе, но и поможет взглянуть на проблему под другим углом.
Благодарю всех, кто прочитал до конца! Статья получилась ненаучная, но такой задачи и не ставилось.
Всем - профессиональной мудрости и эффективности, осознания собственной нужности для других и важности для себя!
Светите, но не выгорайте!
Психолог Артём Скобёлкин.
💡 Больше полезностей в моём ТГ-канале - https://t.me/psiholog_skobelkin