Найти тему

Анализ композиции. Несложные натюрморты на примере работ Шардена.

Давно обещала читателям открыть рубрику, посвящённую анализу композиции, и вот наконец пишу о композиции натюрморта на примере работ французского художника Жана Шардена (1699-1779).

Давайте посмотрим на натюрморт номер 1.

Наибольшее внимание привлекает освещённая часть белой кружки, и это яркое пятно находится приблизительно на линии вертикали золотого сечения.

Фрукты находятся на линии ниже середины - не по центру, что важно, потому что расстояние от предметов до верхнего края и нижнего края работы не должно быть одинаковым.

Персик справа от кружки освещён больше, на него же указывает нож = в этом районе композиционный центр.

-2

До левого и правого края работы также разные расстояния, хоть чуть-чуть, но разные. Все верхушки предметов на разной высоте, и также неровную линию образуют основания преметов на плоскости:

-3

Взгляд, скользящий по предметам, описывает приблизительно S-образную линию:

-4

Натюрморт номер 2.

-5

Здесь внимание привлекает большая грушка, она - самый крупный и яркий предмет, поэтому находится в работе на золотом сечении, к золотому сечению стремится и линия, на которой находится группа предметов. И снова ножик указывает на самые яркие объекты натюрморта, подчёркивая композиционный центр:

-6

Верхушки предметов так же располагаются на разном расстоянии, основания тоже не выстроены в линию, а вправо и влево до краёв холста разное расстояние:

-7

И я снова вижу в этих предметах S-образное движение. На самом деле структура композиции - это условные взаимосвязи, которые выстаивает мозг при анализе группы объектов - листайте галерею, там ещё два варианта трактовки структуры этого простого натюрморта.

В этом натюрморте ещё один интересный момент - два предмета, равные по массе, это большая грушка и стакан. НО: груша хорошо освещена, а стакан садится в фон и растворяется в нём, поэтому не привлекает много внимания. Так два предмета не спорят друг с другом.

Натюрморт номер 3.

-9

Думаю, здесь вы сами уже всё поняли по аналогии с предыдущим анализом:

-10
-11
Даже хвостик ложки в миске помогает эсобразному движению.
Даже хвостик ложки в миске помогает эсобразному движению.

Подытожим:

  • расстояния от группы предметов до краёв формата не повторяются;
  • самый крупный предмет удачно расположен на линии золотого сечения, к нему же может тяготеть композиционный центр;
  • предметы не выстроены в ровную линию, их верхушки располагаются на разной высоте, а основания на плоскости образуют сложное движение;
  • предметы, равные по массе, должны быть "разведены" по тону, освещению, положению на плоскости (ближе-дальше, как одинаковые груши или яблоки).

Если вы будуте учитывать эти моменты в постановке натюрмортов, постепенно сможете ставить композиции не хуже, чем Шарден. (Напоминаю - процесс создания, сочинения натюрморта кропотливый и длительный даже для художника со стажем.)

P.S. Основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи, рисунка, композиции. Буду рада подписчикам, которым интересно моё творчество, а также уроки живописи онлайн.

😊🎨Приходите в гости в мой телеграм-канал: https://t.me/arteillar
или группу ВКонтакте:
https://vk.com/arteillar, где я рассказываю о своём творчестве. Буду рада новым подписчикам!