Найти тему

Что такое композиционый центр?

Композиционный центр – место в картине, которое привлекает взгляд зрителя в первую очередь.

Может быть выделено следующими способами (средствами композиции):

  • расположением (в центре или на линиях золотого сечения),
  • цветом (цветовым акцентом),
  • тоном (контрастом),
  • масштабом (соразмерностью).

Например, вот этюд зимнего пейзажа. Центром здесь является дом. Он располагается на линиях золотого сечения, как по горизонтали, так и по вертикали (показываю пунктиром); освещённая стенка выделяется ярким пятном; имеется контраст света и тени, наиболее резкий относительно других мест в картине.

Работа автора.
Работа автора.

Осенний пейзаж с деревьями. Конечно, художник хотел передать в целом прелесть осени и её разнообразие красок, но одно дерево привлекает больше внимания: расположено близко к золотому сечению, ближе к зрителю в пространстве, больше по размеру и лучше всех прописано - всё говорит о том, что оно - главное в этой композиции.

Художник А.Комаров. Осень. 60х80. холст, масло.
Художник А.Комаров. Осень. 60х80. холст, масло.

Букет цветов. Мне всегда казалось, что отдельно взятый букет - сам по себе центр и главный (возможно, иногда так и есть). Но бывает, что особенное внимание привлекает какая-то его часть, или даже отдельный цветок. Вот здесь более контрастно сделана часть соцветий в районе середины работы и чуть левее, вокруг них и начинает крутиться взгляд в первую очередь (в галерее вторая картинка - с выделением этого фрагмента):

Натюрморт с клубникой. Здесь сложнее определить главное, но по мне - это всё-таки клубника (явно отличается цветом); либо вся часть с чашкой, лимоном и клубникой, которая образует треугольник, по которому следует взгляд зрителя:

Художник А.Комаров.
Художник А.Комаров.

Если композиция - многофигурная, то какой-то человек или группа должен быть главным. Рембрандт, "Свадьба Самсона" (1638). Наверняка вы уже сами догадались, кто здесь главный по замыслу художника?

-5

Что из всего этого следует - в работе должен быть акцент на что-то, что по замыслу автора имеет наибольшее значение, что привлекло его в этом сюжете, ради чего пишется картина.

Большая ли картина, или небольшой этюд - не имеет значения; всё равно должен чувствоваться замысел.

Если кратко о композиционном центре, то, пожалуй, пока всё.
Всем всего наилучшего в Новом году!