Сразу уточню, что речь идёт о "художественной", станковой композиции - натюрморта, пейзажа, многофигурной. Так как у композиции декоративной (орнамента) свои законы.
Ритм в композиции – закономерность чередования элементов и их групп и интервалов между этими элементами (группами).
Так вот в декоративном орнаменте - это, как правило, чередование "одинаковостей" через одинаковые интервалы, а в художественной композиции - чередование "разностей", то есть группы элементов не должны повторяться, и между элементами или их группами не должно быть одинакового расстояния.
Я бы отнесла к ритму чередование объектов по массе: большой-маленький-средний, по тону – светлый-тёмный-светлый, по цвету; также расположение по принципу «выше-ниже»: элементы не должны попадать на одну линию по горизонтали.
Хорошо учиться ритму, например, создавая композицию из нескольких яблок или груш, примерно десятка. Двигая их влево-вправо, вверх-вниз, соединять их в группы и находить интервалы, чтобы композиция была интересна.
Вот простая композиция: одно яблоко-интервал-два яблока-интервал большего размера-одно яблоко; обратите внимание и на цвет: желтоватое яблоко-красное-зелёное-красноватое, то есть зелёное яблоко разбивает череду красноватых (кстати, обратите внимание - расстояние от крайних яблок до края работы тоже разное слева и справа, и отличается от интервалов между яблоками):
Ещё композиция из яблок, чуть сложнее. Здесь видно, что элементы (яблоки) расположены так: одно удалённое, одно близко к группе, группа из двух. Белыми штрихами обозначена выстота лементов в композиции - она разная. Одно яблоко слева внизу уравновешивает низ композиции, расстояние до него также не повторяется:
Вот осенний пейзаж. Здесь можно рассмотреть ритм стволов деревьев. Расстояния между ними должны обыгрываться как можно разнообразнее, опять же, никаких одинаковостей (в природе на самом деле так и есть – сплошное разнообразие, никаких повторений, нужно только смотреть внимательно):
Можно говорить и о ритме макушек деревьев, о ритме чередования красных и синих пятен на колесе обозрения, ритме многоэтажек на дальнем плане.
Возьмём пример из многофигурной композиции. В левой части от композиционного центра видим ритмичное чередование фигур - и по высоте, и по интервалам между ними (а если головы посчитать, получится так: три-одна-три-одна.):
Если вам случается стоять на автобусной остановке, обратите внимание на людей: чаще всего они группируются разнообразно, например - группа из двух - группа из трёх - один в стороне и т.п. (также будет чередование по комплекции, росту).
Можно отметить, что в источниках встречается разница в названии явления ритма: одни считают его закономерностью, другие - правилом, третьи - средством, а кто - законом. Тут не важно, как назвать, главное, понять суть явления и отслеживать его в своих работах.
Предыдущие статьи о композиции: