Голландский золотой век — это период в истории Нидерландов, в течение которого страна достигла своего расцвета в торговле, науке и искусстве. Именно в Голландии в 17 веке родилась система живописных жанров: самостоятельными произведениями стали портреты (в том числе групповые), пейзажи, натюрморты и картины бытового жанра.
В этой статье я продолжу тему натюрмортов. Голландские натюрморты, условно, можно разделить на несколько поджанров, среди которых натюрморты-завтраки (о таком натюрморте я писала в предыдущей статье), цветочные натюрморты и ванитас — аллегорические натюрморты с атрибутами смерти.
Помимо гедонистической и эстетической в голландском натюрморте присутствует и символическая сторона. В этот раз, предлагаю посмотреть, как это работает, на примере цветочного натюрморта.
Безусловно, мы можем просто любоваться такими натюрмортами: их великолепием, красочностью, реалистичностью, тонко, мастерски выписанными цветами и вазами. Но есть и «второе дно», подтекст в этих изображениях.
Некоторые символы, котрые используют художники:
- Пионы, розы – символ быстротечной жизни: красивой, яркой, но короткой, быстро увядающей;
- Тюльпаны – символ расточительства (дорогое удовольствие их разводить), бесполезного времяпрепровождения;
- Нераспустившийся, завядший, поникший мак – символ духовной лености, когда человек живет в пороках и ничего не хочет делать;
- Незабудки, фиалки, полевые цветы – символ скромной, благочестивой жизни;
- Ирис – поворот к добродетели, покаянию, символ того, что человек встал на путь истинный;
- Лилия – чистота, символ Богородицы;
- Яркий, пышный, распустившийся мак, занимающий центральное положение в композиции – символ жертвы Спасителя (по легенде маки выросли из капель крови Иисуса, которого распяли);
- Колоски – могут отсылать к хлебу, то есть к плоти Христа;
- Сломанные, осыпающиеся, засохшие цветы и плоды – символ смерти, Memento mori;
- Букашки, гусеницы, улитки, всё то что ползает – символ грешной души, пороков, страстей;
- Чертополох — символ зла;
- Бабочки — наоборот, символ бессмертной души;
- Подсолнух – символ преданности;
- Плющ — символизирует вечную жизнь, как вечнозеленый, знак жизненного цикла.
Зная, как трактовать изображенные на картине цветы, попробуем понять смысл натюрморта «Цветы в вазе» Яна Давида де Хема.
Художник пытается пристыдить зрителя, он как бы говорит: «Хватит копошиться в грязи своих пороков! Обратись к покаянию, стань на путь добродетельной жизни, и Христос радует тебе спасение».
Нам сейчас сложно понять глубинные смыслы таких картин, но для культуры 17-18 века символическое мышление было характерно. Современники считывали знаки и понимали основной посыл. Нам с этим сложнее) Но, к счастью, мы способны оценить техническое мастерство художников и получить эстетическое удовольствие.
Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве
_______________________________________________________________________________
Ещё кое-что об искусстве Голландского Золотого века:
🔹 Голландские аллегорические натюрморты «Ванитас»:
🔹 Натюрморт с ветчиной и хлебом как наставление на путь спасения:
🔹 Голландский групповой портрет: фотография до фотографии или первая попытка психологического портрета?