Найти в Дзене

«Цветочные символы» в натюрморте голландского Золотого века

Оглавление

Голландский золотой век — это период в истории Нидерландов, в течение которого страна достигла своего расцвета в торговле, науке и искусстве. Именно в Голландии в 17 веке родилась система живописных жанров: самостоятельными произведениями стали портреты (в том числе групповые), пейзажи, натюрморты и картины бытового жанра.

Ян Брейгель Старший, «Букет цветов», 1606
Ян Брейгель Старший, «Букет цветов», 1606

В этой статье я продолжу тему натюрмортов. Голландские натюрморты, условно, можно разделить на несколько поджанров, среди которых натюрморты-завтраки (о таком натюрморте я писала в предыдущей статье), цветочные натюрморты и ванитас — аллегорические натюрморты с атрибутами смерти.

Помимо гедонистической и эстетической в голландском натюрморте присутствует и символическая сторона. В этот раз, предлагаю посмотреть, как это работает, на примере цветочного натюрморта.

Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622
Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622

Безусловно, мы можем просто любоваться такими натюрмортами: их великолепием, красочностью, реалистичностью, тонко, мастерски выписанными цветами и вазами. Но есть и «второе дно», подтекст в этих изображениях.

Виллем ван Альст. «Натюрморт с цветами». 1677.
Виллем ван Альст. «Натюрморт с цветами». 1677.

Некоторые символы, котрые используют художники:

  • Пионы, розы – символ быстротечной жизни: красивой, яркой, но короткой, быстро увядающей;
  • Тюльпаны – символ расточительства (дорогое удовольствие их разводить), бесполезного времяпрепровождения;
-4
  • Нераспустившийся, завядший, поникший мак – символ духовной лености, когда человек живет в пороках и ничего не хочет делать;
  • Незабудки, фиалки, полевые цветы – символ скромной, благочестивой жизни;
-5
  • Ирис – поворот к добродетели, покаянию, символ того, что человек встал на путь истинный;
  • Лилия – чистота, символ Богородицы;
  • Яркий, пышный, распустившийся мак, занимающий центральное положение в композиции – символ жертвы Спасителя (по легенде маки выросли из капель крови Иисуса, которого распяли);
  • Колоски – могут отсылать к хлебу, то есть к плоти Христа;
-6
  • Сломанные, осыпающиеся, засохшие цветы и плоды – символ смерти, Memento mori;
  • Букашки, гусеницы, улитки, всё то что ползает – символ грешной души, пороков, страстей;
  • Чертополох — символ зла;
-7
  • Бабочки — наоборот, символ бессмертной души;
  • Подсолнух – символ преданности;
  • Плющ — символизирует вечную жизнь, как вечнозеленый, знак жизненного цикла.
Ян Давид де Хем. «Цветы в вазе». XVII в
Ян Давид де Хем. «Цветы в вазе». XVII в

Зная, как трактовать изображенные на картине цветы, попробуем понять смысл натюрморта «Цветы в вазе» Яна Давида де Хема.

Художник пытается пристыдить зрителя, он как бы говорит: «Хватит копошиться в грязи своих пороков! Обратись к покаянию, стань на путь добродетельной жизни, и Христос радует тебе спасение».

Абрахам Миньон. «Букет с кошкой и мышеловкой». 1670—1675
Абрахам Миньон. «Букет с кошкой и мышеловкой». 1670—1675

Нам сейчас сложно понять глубинные смыслы таких картин, но для культуры 17-18 века символическое мышление было характерно. Современники считывали знаки и понимали основной посыл. Нам с этим сложнее) Но, к счастью, мы способны оценить техническое мастерство художников и получить эстетическое удовольствие.

Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве

_______________________________________________________________________________

Ещё кое-что об искусстве Голландского Золотого века:

🔹 Голландские аллегорические натюрморты «Ванитас»:

🔹 Натюрморт с ветчиной и хлебом как наставление на путь спасения:

🔹 Голландский групповой портрет: фотография до фотографии или первая попытка психологического портрета?