Найти в Дзене

Голландские аллегорические натюрморты «Ванитас»

Оглавление

Продолжаю тему натюрмортов голландского золотого века. Ранее я уже рассказывала о натюрмортах-завтраках и натюрмортах с цветами. Сегодня же предлагаю разобраться в аллегорических композициях, напоминающих о быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в
Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в

Ва́нитас (от латинского vanitas — «суета, тщеславие») — это сложные, аллегорические натюрморты, характерные для голландского изобразительного искусства XVI–XVII веков. Часто на таких картинах мы видим, казалось бы, сумбурное нагромождение предметов. На самом же деле композиции тщательно продуманы и прячут в себе множество символов. Один из самых очевидных — человеческий череп, практически обязательный атрибут жанра.

Крылатое выражение Vanitas vanitatum et omnia vanitas восходит к библейским текстам и проводится примерно так: «Суета сует — все суета!». Оно использовалось для описания всего мирского, преходящего, тщетного или ничтожного, не представляющего истинной, вечной ценности.

Н. Л. Пешье. Vanitas
Н. Л. Пешье. Vanitas

Ванитас также называли «ученым» натюрмортом. Во-первых, на таких картинах и правда частенько мелькали атрибуты образованной публики: рукописи, музыкальные инструменты, географические карты, астралябии и т.п. Во-вторых, натюрморты ванитас можно «прочитывать» как тексты, они подчеркнуто аллегоричны и символичны, каждый предмет в них что-то значит. В-третьих, считалось престижным иметь дома философскую картину: сразу понятно, что хозяин дома — интеллигент и мыслитель.

Атрибуты ванитас и их значения

В целом, все предметы на подобных натюрмортах несут единую мысль — «суета сует», Memento mori. Поэтому, многие их смыслы пересекаются. Но, всё же, давайте попробуем «расшифровать» самые распространенные символы:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти, о бренности человеческой жизни;
  • Погасшая свеча (колпачок для гашения свечей) — затухание человеческой души, её уход;
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти (отсылают к латинскому выражению homo bulla, то есть «человек суть мыльный пузырь»);
Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650
Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650
  • Морские раковины — останки когда-то живого животного, символ смерти и бренности;
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
  • Короны, папские тиары, доспехи и оружие — говорят про земное господство и могущество, которому противопоставлен небесный порядок; личные вещи на полотнах говорят нам о том, что их обладателей больше нет в живых; каким мы драгоценным и важным всё это не было, с собой на тот свет это не заберешь;
Хармен ван Стинвик. «Аллегория суеты человеческой жизн». 1640
Хармен ван Стинвик. «Аллегория суеты человеческой жизн». 1640
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями, косметические принадлежности — про тщеславие, самовлюбленность, высокомерие;
  • Часы, как песочные, так и механические — быстротечность времени;
  • Руины, расколотые статуи — про увядание, разрушение, невечность;
 Питер Клас. Vanitas. 1630.
Питер Клас. Vanitas. 1630.
  • Фрукты: гнилые фрукты — символ старения, увядания / зрелые плоды — плодородие, изобилие, богатство / яблоки, груши, персики — грехопадение / инжир, сливы, вишни — эротический подтекст;
  • Цветы: роза — символ любви и секса, тщеславия, быстротечной жизни: красивой, яркой, но короткой / мак — это про опиум, символ смертного греха лености / тюльпан — символ расточительства;
Адриан ван Утрехт. Vanitas. 1642
Адриан ван Утрехт. Vanitas. 1642
  • Посуда: пустой стакан — противоположность полному, символ смерти / стекло — хрупкость жизни / белоснежный фарфор — чистота / ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности / бутылка — символ греха пьянства / нож — уязвимость и смертность человека, а также фаллический символ;
  • Зеркала, зеркальные шары — символ тщеславия;
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
Хармен ван Стинвик. «Натюрморт с Черепом, книгами, флейтой и трубкой» (1646)
Хармен ван Стинвик. «Натюрморт с Черепом, книгами, флейтой и трубкой» (1646)
  • Карнавальная маска — знак отсутствия человека внутри, символ безответственных удовольствий;
  • Кубки, игральные карты, кости, шахматы — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни;
  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, преходящий характер ощущений — их нематериальность, как нематериальна музыка;
 Питер ван Кессель. Vanitas. 1668
Питер ван Кессель. Vanitas. 1668
  • Книги, географические карты, научные инструменты, атрибуты творчества — символ наук, интеллектуальной меланхолии, они занимают высокое место в иерархии ценностей ванитас, символизируя логику мироздания, воплощают идею творческого бессмертия в том, что он создал;

Попробуем «прочесть» парочку картин

Начнем с натюрморта, который так и называется — Vanitas (Ян Давидс де Хем, 1630). Это размышление о половине прожитой жизни: бокал наполовину полон, ещё не пуст/один бутон не распустился, второй в самом расцвете — символ молодости, расцвета, пика жизненного пути/книга раскрыта на середине, «книга жизни» прочитана не до конца.

Ян Давидс де Хем. Vanitas. 1630
Ян Давидс де Хем. Vanitas. 1630

Конечно, это и размышление о смерти. О том, что жизнь движется в сторону своего завершения, даже если сейчас вы в расцвете. Череп — неотъемлемый атрибут бренности бытия — обвязан травинками, отсылая нас к терновому венцу и праведному пути.

Ещё один Vanitas (Питер Клас, 1659-1690), местами, говорит с нами прямо, без всяких аллюзий: в книге буквально видна надпись Memento mori, то есть «помни о смерти». Но и символов на этом полотне хватает.

Питер Клас. Vanitas. 1659-1660
Питер Клас. Vanitas. 1659-1660

Музыкальные инструменты, игральные карты — символы бессмысленных удовольствий. Погасшая свеча говорит нам о бренности жизни, золотые часы — о её скоротечности. А кости под лютней напоминают нам о том, чем всё закончится, куда приведёт любой путь.

И, конечно, не могу упомянуть технику художников того времени. Они пишут с невероятным мастерством, выписывая мельчайшие детали, показывая прозрачность стекла, переливчатость тканей, хрупкость или тяжесть предметов, филигранно работая с тенями и отражениями.

Ян Янс Трек. Натюрморт ванитас, 1648
Ян Янс Трек. Натюрморт ванитас, 1648

Этими картинами можно любоваться и вне их мрачных контекстов и смыслов, просто разглядывая и получая эстетическое удовольствие. Согласны?

_______________________________________________________________________

Ещё кое-что об искусстве Голландского Золотого века:

🔹 «Цветочные символы» в натюрморте голландского Золотого века:

🔹 Натюрморт с ветчиной и хлебом как наставление на путь спасения:

🔹 Голландский групповой портрет: фотография до фотографии или первая попытка психологического портрета?