Продолжаю тему натюрмортов голландского золотого века. Ранее я уже рассказывала о натюрмортах-завтраках и натюрмортах с цветами. Сегодня же предлагаю разобраться в аллегорических композициях, напоминающих о быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Ва́нитас (от латинского vanitas — «суета, тщеславие») — это сложные, аллегорические натюрморты, характерные для голландского изобразительного искусства XVI–XVII веков. Часто на таких картинах мы видим, казалось бы, сумбурное нагромождение предметов. На самом же деле композиции тщательно продуманы и прячут в себе множество символов. Один из самых очевидных — человеческий череп, практически обязательный атрибут жанра.
Крылатое выражение Vanitas vanitatum et omnia vanitas восходит к библейским текстам и проводится примерно так: «Суета сует — все суета!». Оно использовалось для описания всего мирского, преходящего, тщетного или ничтожного, не представляющего истинной, вечной ценности.
Ванитас также называли «ученым» натюрмортом. Во-первых, на таких картинах и правда частенько мелькали атрибуты образованной публики: рукописи, музыкальные инструменты, географические карты, астралябии и т.п. Во-вторых, натюрморты ванитас можно «прочитывать» как тексты, они подчеркнуто аллегоричны и символичны, каждый предмет в них что-то значит. В-третьих, считалось престижным иметь дома философскую картину: сразу понятно, что хозяин дома — интеллигент и мыслитель.
Атрибуты ванитас и их значения
В целом, все предметы на подобных натюрмортах несут единую мысль — «суета сует», Memento mori. Поэтому, многие их смыслы пересекаются. Но, всё же, давайте попробуем «расшифровать» самые распространенные символы:
- Череп — напоминание о неизбежности смерти, о бренности человеческой жизни;
- Погасшая свеча (колпачок для гашения свечей) — затухание человеческой души, её уход;
- Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти (отсылают к латинскому выражению homo bulla, то есть «человек суть мыльный пузырь»);
- Морские раковины — останки когда-то живого животного, символ смерти и бренности;
- Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
- Короны, папские тиары, доспехи и оружие — говорят про земное господство и могущество, которому противопоставлен небесный порядок; личные вещи на полотнах говорят нам о том, что их обладателей больше нет в живых; каким мы драгоценным и важным всё это не было, с собой на тот свет это не заберешь;
- Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями, косметические принадлежности — про тщеславие, самовлюбленность, высокомерие;
- Часы, как песочные, так и механические — быстротечность времени;
- Руины, расколотые статуи — про увядание, разрушение, невечность;
- Фрукты: гнилые фрукты — символ старения, увядания / зрелые плоды — плодородие, изобилие, богатство / яблоки, груши, персики — грехопадение / инжир, сливы, вишни — эротический подтекст;
- Цветы: роза — символ любви и секса, тщеславия, быстротечной жизни: красивой, яркой, но короткой / мак — это про опиум, символ смертного греха лености / тюльпан — символ расточительства;
- Посуда: пустой стакан — противоположность полному, символ смерти / стекло — хрупкость жизни / белоснежный фарфор — чистота / ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности / бутылка — символ греха пьянства / нож — уязвимость и смертность человека, а также фаллический символ;
- Зеркала, зеркальные шары — символ тщеславия;
- Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
- Карнавальная маска — знак отсутствия человека внутри, символ безответственных удовольствий;
- Кубки, игральные карты, кости, шахматы — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни;
- Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, преходящий характер ощущений — их нематериальность, как нематериальна музыка;
- Книги, географические карты, научные инструменты, атрибуты творчества — символ наук, интеллектуальной меланхолии, они занимают высокое место в иерархии ценностей ванитас, символизируя логику мироздания, воплощают идею творческого бессмертия в том, что он создал;
Попробуем «прочесть» парочку картин
Начнем с натюрморта, который так и называется — Vanitas (Ян Давидс де Хем, 1630). Это размышление о половине прожитой жизни: бокал наполовину полон, ещё не пуст/один бутон не распустился, второй в самом расцвете — символ молодости, расцвета, пика жизненного пути/книга раскрыта на середине, «книга жизни» прочитана не до конца.
Конечно, это и размышление о смерти. О том, что жизнь движется в сторону своего завершения, даже если сейчас вы в расцвете. Череп — неотъемлемый атрибут бренности бытия — обвязан травинками, отсылая нас к терновому венцу и праведному пути.
Ещё один Vanitas (Питер Клас, 1659-1690), местами, говорит с нами прямо, без всяких аллюзий: в книге буквально видна надпись Memento mori, то есть «помни о смерти». Но и символов на этом полотне хватает.
Музыкальные инструменты, игральные карты — символы бессмысленных удовольствий. Погасшая свеча говорит нам о бренности жизни, золотые часы — о её скоротечности. А кости под лютней напоминают нам о том, чем всё закончится, куда приведёт любой путь.
И, конечно, не могу упомянуть технику художников того времени. Они пишут с невероятным мастерством, выписывая мельчайшие детали, показывая прозрачность стекла, переливчатость тканей, хрупкость или тяжесть предметов, филигранно работая с тенями и отражениями.
Этими картинами можно любоваться и вне их мрачных контекстов и смыслов, просто разглядывая и получая эстетическое удовольствие. Согласны?
_______________________________________________________________________
Ещё кое-что об искусстве Голландского Золотого века:
🔹 «Цветочные символы» в натюрморте голландского Золотого века:
🔹 Натюрморт с ветчиной и хлебом как наставление на путь спасения:
🔹 Голландский групповой портрет: фотография до фотографии или первая попытка психологического портрета?