Найти тему

Натюрморт с ветчиной и хлебом как наставление на путь спасения

Голландские натюрморты — не только поражают воображение своей натуралистичностью, но и несут в себе сложные символические смыслы.

Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611
Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611

Символическое мышление было характерно для эпохи, в которую создавались подобные работы. В 17-18 веке выпускались целые словари эмблем, символов и аллегорий. Это было в культуре, современники легко считывали знаки. Но сегодня нам сложно разобраться без пояснений.

Питер де Ринг. «Натюрморт с золотым кубком». 1640—1660
Питер де Ринг. «Натюрморт с золотым кубком». 1640—1660

Мы видим красивые картины, видим, как точно художники передают фактуры и цвета предметов. Мы можем почувствовать в этом гедонизм, наслаждение, можем заметить красоту вещей, на которые обычно мы не обращаем внимания.

Голландские художники умеют любоваться предметами. Но только ли это они закладывают в свои работы? Разберемся на примере картины Вильгельма Класа Хеда.

«Натюрморт с ветчиной, хлебом и драгоценными сосудами», 1654

Как я упомянула выше, помимо гедонистической и эстетической стороны в голландском натюрморте есть двойное дно – есть сторона символическая.

Вильгельм Клас Хеда. «Натюрморт с ветчиной, хлебом и драгоценными сосудами», 1654.
Вильгельм Клас Хеда. «Натюрморт с ветчиной, хлебом и драгоценными сосудами», 1654.

Жан Кальвин говорил, что каждая вещь должна назидать. Согласно протестантской этике, нельзя предаваться гедонизму, надо помнить, зачем живешь и в чем смысл жизни. Художник это наставление воплощает.

Какое тут послание? Давайте разбираться в символах:

  • Роскошная серебряная посуда – символ расточительства, непозволительной роскоши;
-4
  • Устрицы несут в себе эротический подтекст;
  • Лимон – внешняя красота, за которой скрывается горечь;
-5
  • Окорок, ветчина – символ плотских страстей;
  • Нож – тоже про эротику, символ мужской силы, но в то же время это знак смерти;
-6
  • Погасшая свеча – символ бренности человеческой жизни;
-7
  • Сбоку на скатерти золотистая булочка – напоминание о теле христовом.
-8

Итак, выводим смысл картины: художник говорит нам, что не стоит погружаться в омут эротических страстей и постыдных удовольствий, потому что всё это бренно и тлен, нужно помнить об этом. А золотистая булочка уводит мысли зрителей в правильное русло — к святыне, главному смыслу жизни — ко спасению.

_________________________________________________________________________

Ещё кое-что об искусстве Голландского Золотого века:

🔹 Голландские аллегорические натюрморты «Ванитас»:

🔹 «Цветочные символы» в натюрморте голландского Золотого века:

🔹 Голландский групповой портрет: фотография до фотографии или первая попытка психологического портрета?