Найти в Дзене
Голубой дом в Щелыкове: редкий модерн в усадьбе Островского
Голубой теремок с резными наличниками, террасами и витражами стоит в Щелыкове — усадьбе, которую Александр Николаевич Островский называл «лучшей Швейцарией». Этот дом стал одной из самых необычных построек в русском усадебном зодчестве начала XX века. В 1903 году Мария Александровна Шателен, дочь Островского, решила построить новый центр усадьбы. Она сама разработала проект, использовав брёвна от старого гостевого дома. Так появился двухэтажный особняк в стиле модерн — с интересными наличниками и светлыми террасами...
2 часа назад
Смерть Инессы де Кастро: как Брюллов превратил трагедию в шедевр романтизма
«Смерть Инессы де Кастро» (1834) — одна из самых впечатливших меня картин на выставке Брюллова, которая идет до 18 января в Новой Третьяковке. В этом полотне личная драма переплетается с политикой, а художественный язык доводит трагедию до предела эмоциональной выразительности. История Инессы де Кастро — одна из самых печальных в европейском Средневековье. В XIV веке наследный принц Португалии Педру влюбился в придворную даму своей супруги Констансы — знатную кастильянку Инессу. Их связывала долгая романтическая связь, от которой родилось четверо детей...
3 дня назад
Арматура (от лат. armatura — вооружение, снаряжение) — декоративный элемент в архитектуре в виде скульптурного, рельефного или живописного изображения предметов военного обмундирования и атрибутов: мечей, щитов, шлемов, копий, боевых знамен и трофейных доспехов. Арматура применяется для оформления фасадов, интерьеров, памятников и монументов, символизируя воинскую доблесть, славу и государственное могущество. Традиция восходит к Древнему Риму, где на храмах и триумфальных арках закрепляли реальные трофеи, захваченные у врагов. Постепенно этот обычай превратился в художественный мотив, особенно широко распространённый в эпоху Ренессанса, Барокко, классицизма и ампира.
1 неделю назад
Выставка Брюллова в Новой Третьяковке: шедевры, графика и эффектные залы
К 225-летию Карла Брюллова в Новой Третьяковке на Крымском Валу проходит масштабная выставка, посвящённая его жизни и творчеству: «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Выставку можно посетить до 18 января 2026 года. Экспозиция построена как своеобразная биография, рассказанная через три города. Рим — это годы учёбы, становления и первых больших успехов; здесь Брюллов открывает для себя античность и пишет работы, принесшие ему признание в Европе. Москва показана как пространство триумфа и встреч...
1 неделю назад
Кубизм простыми словами: как картины Пикассо перевернули искусство
Кубизм — одно из самых радикальных направлений в искусстве XX века. Он изменил саму природу живописи, а вместе с ней — и представления о том, что может быть искусством. Когда зритель впервые видит кубистические картины, они часто вызывают недоумение. Зачем художники так ломали привычные формы? Почему вместо ясных очертаний мы видим набор углов и плоскостей? Чтобы понять это, нужно вернуться в начало XX века — в атмосферу поисков и экспериментов. Кубизм не возник на пустом месте. Его предвестником...
2 недели назад
«Крик» Эдварда Мунка: о чём на самом деле кричит эта картина?
Картина «Крик» Эдварда Мунка — один из самых узнаваемых образов в истории искусства. И вместе с тем — одно из самых загадочных и тревожных произведений, которое продолжают анализировать искусствоведы, психоаналитики и даже арт-терапевты. Давайте разбираться, как и почему эта работа стала иконой человеческой тревоги и основой нового направления в искусстве. Норвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 году. Его детство было трагичным: мать умерла от туберкулёза, сестра — от той же болезни, отец стал религиозным фанатиком, ещё одна сестра провела всю жизнь в психиатрической клинике...
2 недели назад
Маятник искусства: почему линейность и живописность всегда сменяют друг друга
История искусства — это не прямая линия развития, а скорее маятник, раскачивающийся между двумя полюсами. Так считал швейцарский историк искусства Генрих Вёльфлин, автор книги «Основные понятия истории искусства» (1915). Он предложил смотреть на историю искусства как на закономерное чередование двух противоположных типов художественного мышления — линейного и живописного. Стили сменяют друг друга по закону контраста: от строгих и ясных форм к пышным и живописным, а затем снова обратно. 🔵 Линейный стиль (Zeichnerisch, linear) — чёткий контур, ясная форма, строгая композиция, внимание к деталям...
3 недели назад
Идея важнее формы: что такое концептуализм и почему он перевернул искусство
В 1967 году американский художник Сол Левитт сформулировал принцип нового подхода к творчеству: «Идея становится машиной, которая создаёт искусство». Эта фраза стала манифестом концептуализма — направления, перевернувшего представления о том, чем может быть художественное высказывание во второй половине ХХ века. В центре оказывается не предмет, а мысль: важна не форма, а заложенная в неё идея. Концептуализм — это направление в современном искусстве, для которого содержание, идея, высказывание важнее, чем визуальная форма произведения...
1 месяц назад
Жико́вина — фигурная наружная дверная петля, расположенная поперёк дверного полотна. Применялась в древнерусской архитектуре для навешивания массивных створок ворот, дверей и калиток. Жиковина одновременно выполняла несущую и декоративную функции: удерживала створку и служила украшением. Жиковины часто создавались в форме растительных или геометрических орнаментов. Чем богаче был владелец, тем более сложным и изящным был рисунок.
1 месяц назад
Тихий ужас Магритта: почему «Убийца под угрозой» так пугает
Рене Магритт (1898–1967) — одна из самых загадочных фигур в истории сюрреализма. На первый взгляд, он кажется антиподом художника в стереотипном понимании: не экспрессивный богемный гений, не свободолюбивый бунтарь с бурной личной жизнью и манифестами, а сдержанный бельгиец в котелке, с аккуратным пробором и буржуазными привычками. Всю жизнь Магритт прожил в уютном доме, был предан одной женщине — Жоржетте, с которой познакомился в подростковом возрасте и не расставался до самой смерти. Его соседи отзывались о нём как об аккуратисте: говорят, он не уронил ни капли краски на пол в мастерской...
1 месяц назад
«Желтый Христос» Поля Гогена: как художник нашёл веру на Таити
В 1889 году Поль Гоген написал одну из самых известных своих картин — «Жёлтый Христос». На ней — распятый Христос на фоне осеннего пейзажа Бретани и молящиеся бретонские женщины. Но эта композиция — не просто религиозная сцена. Это ключ к пониманию того, как художник искал опору в мире, отвергавшем его, и как позже он перенёс этот опыт на полотно, написанное на другом краю света — на Таити. «Жёлтый Христос» был создан во время второго путешествия Гогена в Бретань, в местечке Понт-Авен. Художник долго искал в искусстве то, что заменило бы ему религию и общество...
1 месяц назад
От символизма к постимпрессионизму: как художники отказались от реальности
В искусстве конца XIX века происходила тихая революция. Казалось бы, всё ещё на месте: изображение человека, природы, знакомые сюжеты. Но менялся взгляд художника. Вместо того чтобы просто отражать реальность, он начинал говорить о своём внутреннем мире. И если символисты делали это через намёки, аллегории и метафизику, то постимпрессионисты шли дальше — отказывались от буквального смысла в пользу формы и цвета. Символизм возникает в конце XIX века как реакция на позитивизм (философское направление,...
1 месяц назад