Найти в Дзене
Дом со вкусом модерна: как кондитеры создавали архитектуру
На рубеже XIX и XX веков Москва стремительно менялась. Купеческий город превращался в промышленный центр: строились фабрики, электростанции, доходные дома, новые трамвайные линии. Вдоль окраин — в Замоскворечье, Лефортове, на Красносельской — появлялись фабричные кварталы, где предприниматели не только размещали производство, но и строили жильё для владельцев и управляющих. Одним из таких предприятий стала фабрика «Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» — крупнейшая кондитерская мануфактура дореволюционной России...
56 минут назад
Тромплéй (фр. trompe-l’œil — «обман зрения», буквально «обманывать глаз») — художественный приём, создающий оптическую иллюзию реальности изображённого. Его цель — заставить зрителя на мгновение поверить, что изображённое существует в трёхмерном пространстве. В живописи и архитектуре тромплей используют для имитации объёмных форм, архитектурных деталей, ниш, окон, фигур и предметов, будто выходящих за пределы стены или холста. Эффект достигается благодаря точному владению перспективой, светотенью и закономерностями зрительного восприятия. Приём известен с античности, но наибольшего расцвета достиг в эпоху Возрождения и Барокко, когда мастера создавали на стенах и куполах иллюзию раскрытого неба или архитектурных сводов. Термин trompe-l’œil впервые применил художник Луи-Леопольд Буайи на Парижском салоне 1800 года. В XX–XXI веках тромплей получил новое развитие в оп-арте, концептуализме, уличном искусстве и 3D-граффити.
4 дня назад
«Вдох Выдох» и не только: три выставки в МАММ, которые стоит увидеть
В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Ани Жёлудь — одной из самых заметных художниц современного российского искусства. Как отмечают кураторы, «без неё трудно представить отечественное искусство первой четверти XXI века». А ещё, если верить экскурсоводу, которого я подслушала, за всю историю Венецианских биеннале в основных проектах участвовали всего пять российских художников — и Аня Жёлудь среди них. Проект «Вдох Выдох» кураторы называют «конспектом творчества» — здесь собраны ключевые работы последних десятилетий: живопись, объекты, тексты и инсталляции...
5 дней назад
Богадельня имени Геера: московское здание с доброй историей и непростой судьбой
На рубеже XIX–XX веков Москва активно застраивалась не только доходными домами и фабриками, но и учреждениями благотворительного назначения. Одно из них — богадельня имени Геера на Верхней Красносельской улице, сохранившаяся до настоящего времени и ставшая редким примером позднего благотворительного зодчества Москвы. Здание было возведено в 1894–1899 годах по проекту Льва Кекушева при участии Иллариона Иванова-Шица, по заказу Московского городского общественного управления. Средства и участок земли...
1 неделю назад
От пастухов до поп-арта: как менялся образ простого человека в живописи
Кого художники считали достойным быть изображённым? Этот вопрос менялся вместе с представлением о человеке и эпохой. От античных мозаик до поп-арта XX века живопись шаг за шагом открывала ценность «маленького человека» — того, кто раньше был лишь фоном для богов и героев. В античном искусстве простые люди часто появлялись на мозаиках, вазах и фресках, где изображались сцены спорта, праздников и ремёсел. Художники следовали строгим канонам — без индивидуальности, но с чувством гармонии и меры. Даже крестьяне или воины выглядели идеальными, воплощая идею совершенного тела и порядка мира...
1 неделю назад
Бегунец — декоративный приём орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса из наклонно поставленных кирпичей, которые образуют зигзагообразную линию. В результате складывается узор из ряда треугольных углублений, направленных вершинами вверх и вниз. Бегунец выполняет декоративную функцию и используется для визуального членения стены. Прием широко применялся в древнерусской архитектуре XI–XVII веков, прежде всего при строительстве храмов. Чаще всего он встречается в комплексе с другими декоративными элементами — поребриком, аркатурным поясом, кокошниками и т.п.
2 недели назад
Архитектор Лина Бо Барди и её принципы: культура для всех, а не для избранных
Про архитектора по имени Лина Бо Барди я узнала, благодаря выставке в «ГЭС-2». Выставка не идеальная (о ней я писала в предыдущей статье), но я благодарна за знакомство с интересной личностью. Я пошла читать о Лине дальше и глубже, и теперь делюсь интересным с вами. Лина Бо Барди прожила долгую жизнь (1914–1992) и стала практически ровесницей бурного XX века. Родилась она в Риме, училась архитектуре в Италии, начинала карьеру в Милане под крылом знаменитого дизайнера Джо Понти. Молодой женщине-архитектору...
3 недели назад
Выставка «Если бы стены стали водой»: Лина Бо Барди в ГЭС-2 — Впечатления
В Доме культуры «ГЭС-2» проходит выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», посвящённая наследию выдающейся бразильской женщины-архитектора итальянского происхождения. Экспозиция открыта до 19 октября 2025 года. Я отправилась на выставку, вдохновлённая интригующими анонсами, и теперь расскажу, что меня ожидало и нужно ли знать имя Лины Бо Барди. Выставочное пространство разделено на два уровня, два разных опыта. В центральном зале-проходе «ГЭС-2» (его называют Проспектом) расположилась...
3 недели назад
Простые люди в искусстве: от античности до поп-арта
В разные эпохи изобразительное искусство по-разному относилось к изображению простого человека – то есть представителя народа, крестьянина, горожанина, рабочего, а не богов, святых или знати. Путь этого образа в живописи – от почти полной невидимости и обезличенности в ранние времена до превращения в центральную фигуру искусства в новых эпохах. На то, как изображали простых людей, влияли мировоззрение и идеалы каждой эпохи – религия, философия, социальный строй. Как изменялся образ «маленького человека»...
3 недели назад
Зачем нам красота? Философия Джона Рёскина о смысле искусства
Что такое искусство? Украшение? Отдых для глаз? Или что-то фундаментальное, без чего общество не может существовать? Один из самых влиятельных мыслителей XIX века, Джон Рёскин (1819 – 1900), был уверен: искусство — это зеркало нравственности и главный показатель здоровья цивилизации. Без искусства культура теряет основу, а общество — опору. Для него конечная цель искусства заключалась в том, чтобы преобразить мир по законам красоты. Для Рёскина красота — это не эстетическая приятность, а выражение истины и добра...
1 месяц назад
Гирька — фигурная архитектурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Она подвешена на скрытом в кладке железном стержне и используется в составе подвесной арки — особого типа арки, образованной двумя дугами, точка пересечения которых находится ниже её вершины. В такой композиции гирька занимает центральное место и становится основанием для двух малых декоративных арочек, объединённых сверху большой аркой. Элемент широко применялся в русской архитектуре XVI–XVII вв. для украшения ворот, крылец и оконных проёмов, придавая арочным конструкциям изящество и завершённость.
1 месяц назад
Дача Севрюгова в Кинешме: заброшенный особняк на берегу Волги
На высоком берегу Волги прячется дом с башней и заросшим садом. В разных источниках его называют «Отрада» или «Отрадное». Сегодня в особняк не попасть — двери заколочены, окна закрыты фанерой. Но когда-то здесь была комната-аквариум, мраморные лестницы и целый парк с оранжереей. Купец и фабрикант Павел Севрюгов из Ростова-на-Дону вместе с московским подрядчиком Фёдором Елагиным в конце XIX века выкупили участок и основали неподалёку от Кинешмы бумагопрядильную и ткацкую фабрику. Их семьи были связаны родством — оба были женаты на сёстрах...
1 месяц назад