Найти в Дзене
Фрэнк Гэри: архитектор, который сломал форму — и построил на этом карьеру
В начале декабря ушёл из жизни Фрэнк Гэри — американский архитектор, проживший 96 лет и оказавший решающее влияние на архитектуру конца XX — начала XXI века. Его имя может быть не известным широкой публике, но именно он стоял у истоков архитектурного деконструктивизма и радикально изменил представление о том, какой может быть форма здания. Фрэнк Гэри Гэри прославился архитектурой, которая выглядит текучей, нестабильной, словно находящейся в движении. Его здания часто сравнивают со скульптурами: они...
1 неделю назад
Архитекторы без зданий: почему Пиранези и Клериссо стали гениями XVIII века
В истории архитектуры есть фигуры, которые перестраивали города, возводили дворцы и оставляли за собой узнаваемый силуэт эпохи. Но есть и другие — те, кто почти ничего не построил, однако повлиял на архитектурное мышление гораздо сильнее практикующих зодчих. Шарль‑Луи Клериссо и Джованни Баттиста Пиранези — два таких мастера. Их архитектура существует на бумаге, но именно она задала тон эстетике XVIII–XX веков. XVIII век становится временем, когда гравюра и рисунок становятся главным способом фиксации и распространения архитектурных знаний...
1 месяц назад
Почему Парфенон — не просто руины: взрыв, оптические иллюзии и идеальная геометрия
Сегодняшний Парфенон воспринимается как величественный, но фрагментарно сохранившийся храм — символ античности, дошедший до нас в виде белых колонн и разрушенных фронтонов. Однако современное состояние здания связано не с естественным течением времени, а с конкретным историческим эпизодом. Во время осады Афин в 1687 году венецианскими войсками турецкий гарнизон использовал Парфенон как склад пороха. Попадание снаряда вызвало взрыв, уничтоживший крышу, часть стен и значительную часть скульптурного убранства...
1 месяц назад
Почему уличное искусство — это не вандализм, а высказывание
Пока одни закрашивают граффити, считая их проявлением безвкусицы или хулиганства, другие видят в уличном искусстве важную часть городской культуры. Сегодня стрит-арт перестал быть исключительно протестным жестом — он стал формой разговора с обществом, его болями, страхами и мечтами. Искусство в публичном пространстве — не новая практика. От древнегреческих надписей на стенах до фресок эпохи Возрождения, оформлявших фасады зданий, художники веками обращались к широкой аудитории, минуя частные коллекции и музеи...
1 месяц назад
Лифт без дверей и остановок: где в Москве работает единственный патерностер
Патерностер — это редкий тип лифта непрерывного действия: цепочка кабин движется по вертикальному контуру без остановок и без дверей. Пассажиры входят и выходят на ходу, поэтому скорость ограничена — около 0,3 метра в секунду. Такой принцип позволял перевозить больше людей, чем обычный лифт: не нужно ждать, пока кабина приедет, — поток идёт непрерывно. Название происходит от латинского pater noster — «Отче наш»: непрерывное движение кабин напоминало верующим вращение чёток во время молитвы. Патерностер...
107 читали · 1 месяц назад
«Портрет рыцаря» Карпаччо: символы, тайны и скрытый смысл картины
В начале XVI века венецианский художник Витторе Карпаччо написал загадочный «Портрет рыцаря» (часто именуемый «Молодой рыцарь в ландшафте»). Полотно высотой более двух метров сегодня хранится в музее Тиссена‑Борнемисы в Мадриде. Его считают одни из первых в европейской живописи портретом, исполненным в полный рост. Непривычный для эпохи формат, объединённый с богатой символикой, делает картину одним из интереснейших произведений раннего Возрождения. Витторе Карпаччо родился около 1460 года в Венеции и учился у Лаццаро Бастьяни и Джованни Беллини...
1 месяц назад
Дом со вкусом модерна: как кондитеры создавали архитектуру
На рубеже XIX и XX веков Москва стремительно менялась. Купеческий город превращался в промышленный центр: строились фабрики, электростанции, доходные дома, новые трамвайные линии. Вдоль окраин — в Замоскворечье, Лефортове, на Красносельской — появлялись фабричные кварталы, где предприниматели не только размещали производство, но и строили жильё для владельцев и управляющих. Одним из таких предприятий стала фабрика «Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» — крупнейшая кондитерская мануфактура дореволюционной России...
2 месяца назад
Тромплéй (фр. trompe-l’œil — «обман зрения», буквально «обманывать глаз») — художественный приём, создающий оптическую иллюзию реальности изображённого. Его цель — заставить зрителя на мгновение поверить, что изображённое существует в трёхмерном пространстве. В живописи и архитектуре тромплей используют для имитации объёмных форм, архитектурных деталей, ниш, окон, фигур и предметов, будто выходящих за пределы стены или холста. Эффект достигается благодаря точному владению перспективой, светотенью и закономерностями зрительного восприятия. Приём известен с античности, но наибольшего расцвета достиг в эпоху Возрождения и Барокко, когда мастера создавали на стенах и куполах иллюзию раскрытого неба или архитектурных сводов. Термин trompe-l’œil впервые применил художник Луи-Леопольд Буайи на Парижском салоне 1800 года. В XX–XXI веках тромплей получил новое развитие в оп-арте, концептуализме, уличном искусстве и 3D-граффити.
2 месяца назад
«Вдох Выдох» и не только: три выставки в МАММ, которые стоит увидеть
В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Ани Жёлудь — одной из самых заметных художниц современного российского искусства. Как отмечают кураторы, «без неё трудно представить отечественное искусство первой четверти XXI века». А ещё, если верить экскурсоводу, которого я подслушала, за всю историю Венецианских биеннале в основных проектах участвовали всего пять российских художников — и Аня Жёлудь среди них. Проект «Вдох Выдох» кураторы называют «конспектом творчества» — здесь собраны ключевые работы последних десятилетий: живопись, объекты, тексты и инсталляции...
2 месяца назад
Богадельня имени Геера: московское здание с доброй историей и непростой судьбой
На рубеже XIX–XX веков Москва активно застраивалась не только доходными домами и фабриками, но и учреждениями благотворительного назначения. Одно из них — богадельня имени Геера на Верхней Красносельской улице, сохранившаяся до настоящего времени и ставшая редким примером позднего благотворительного зодчества Москвы. Здание было возведено в 1894–1899 годах по проекту Льва Кекушева при участии Иллариона Иванова-Шица, по заказу Московского городского общественного управления. Средства и участок земли...
2 месяца назад
От пастухов до поп-арта: как менялся образ простого человека в живописи
Кого художники считали достойным быть изображённым? Этот вопрос менялся вместе с представлением о человеке и эпохой. От античных мозаик до поп-арта XX века живопись шаг за шагом открывала ценность «маленького человека» — того, кто раньше был лишь фоном для богов и героев. В античном искусстве простые люди часто появлялись на мозаиках, вазах и фресках, где изображались сцены спорта, праздников и ремёсел. Художники следовали строгим канонам — без индивидуальности, но с чувством гармонии и меры. Даже крестьяне или воины выглядели идеальными, воплощая идею совершенного тела и порядка мира...
2 месяца назад
Бегунец — декоративный приём орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса из наклонно поставленных кирпичей, которые образуют зигзагообразную линию. В результате складывается узор из ряда треугольных углублений, направленных вершинами вверх и вниз. Бегунец выполняет декоративную функцию и используется для визуального членения стены. Прием широко применялся в древнерусской архитектуре XI–XVII веков, прежде всего при строительстве храмов. Чаще всего он встречается в комплексе с другими декоративными элементами — поребриком, аркатурным поясом, кокошниками и т.п.
2 месяца назад