Найти в Дзене
История -ХХ

Пилот успешно приземлил одновременно два самолета: случай в Австралии

яндекс картинки
яндекс картинки

Этот момент вошел в историю авиации в 1940 году. Патрульные самолеты австралийских ВВС выполняли стандартные маневры, облетая положенную территорию. Столкновение в небе произошло по случайности, в итоге одному из пилотов пришлось управлять двумя самолетами сразу.

Непрошеный тандем
В ходе полета 29 сентября 1940 г. произошла уникальная ситуация – воздушные суда двух патрульных экипажей ВВС Австралии столкнулись в небе. Как это могло случиться – объяснить сложно, в небе достаточно пространства. Однако в итоге события развивались очень необычно, и пилоту одной из машин удалось показать высокий класс пилотирования.

Два самолета сцепились фюзеляжами и были вынуждены продолжать свой полет. Экипаж нижней машины принял решение катапультироваться – они полностью потеряли управление, освободить самолет перспектив не было.

Верхним самолетом управлял пилот Леонард Фуллер. Он продолжал сидеть за штурвалом и управлял своей «железной птицей», удерживая при этом второй агрегат, прицепившийся снизу.

Балласт был серьезный, но летчик сделал все возможное и невозможное, чтобы посадка была безопасной. В итоге оба самолета были отремонтированы и возвращены в строй ВВС Австралии.

Технический казус

Эта ситуация вошла в историю авиации как «Столкновение над Броклсби», так как произошла над небольшим поселком с этим названием. До наших дней аналогов данному курьезу нет во всем мире. Тут удивительно не только то, что машины не смогли разойтись в воздушном пространстве. Не могли же они пойти на таран, тогда последствия были бы другими. Причин атаковать друг друга у пилотов не было.

Также невероятно и то, что обе машины получили закономерные повреждения от столкновения, но по удачному стечению обстоятельств была возможность их пилотировать и даже вернуть в рабочее состояние. В итоге были спасены жизни всех пилотов, техника отделалась некоторой степенью ущерба, который был устранен.

Причину такого столкновения объяснили позже после осмотра самолетов. У верхнего самолета, который вел Фуллер, был поврежден двигатель в момент получения удара. Нижняя машина также получила деформацию двигателя – его заклинило на повышенных оборотах, самолет стал неуправляем. При этом машины оказались в сцепке и удерживались в полете. Ввиду такой экстремальной ситуации нижний экипаж – пилот и два штурмана – приняли закономерное решение покинуть кабину, от них уже ничего не зависело. Они спрыгнули с парашютами.

Однако Фуллер быстро продумал перспективы и не спешил катапультироваться. Он понял, что такой импровизированной конструкцией вполне реально управлять. Для этого он мог использовать закрылки и элероны в сочетании с еще работающим двигателем нижней машины – его заклинило в рабочем режиме. То есть полет продолжался на тяге нижнего самолета, управлялся при этом из верхнего.

Посадка была, конечно, аварийной – на поле рядом с деревней Броклсби. Повезло и местным жителям, что машины не рухнули прямо на них. Это также заслуга Фуллера – он смог пролететь еще 8 км после получения контроля над самолетами и сознательно искал безопасное поле подальше от деревни.

В этой истории, кажется, ангелы-хранители вышли по графику в защиту всех участников происшествия, главных героев и косвенных.

© Australian war memorial
© Australian war memorial

Память о герое

Разумеется, сообщение о таком происшествии тут же облетело весь мир. До этого дня про Броклсби вообще мало кто слышал. Бонусом было и то, что действия летчика помогли сэкономить стране целых 40 тысяч фунтов стерлингов – это была высокая цена всей спасенной им авиатехники. Борт Фуллера работал в строю еще много лет, второй самолет переоборудовали в планер для учебных целей.

Фуллер получил чин сержанта, но заодно – нагоняй от начальства, так как давал интервью журналистам без согласования. Школу летчиков он закончил менее чем через месяц – в октябре этого же года. Но потом ему простили своеволие и дали официальную благодарность «За мужество, присутствие духа и решительные действия в воздухе в экстремальной ситуации».

Потом Фуллер служил в авиации на Ближнем Востоке, в Европе в составе британских Королевских ВВС. Воевал против немцев на территории Италии, в 1942 году получил медаль «За боевые летные заслуги». Погиб в марте 1944 г. под Сейлом – в родной Австралии, куда вернулся работать инструктором. Леонард Фуллер ехал на велосипеде, попал в аварию с автобусом и не выжил от этого наземного столкновения.

© Australian war memorial
© Australian war memorial
Ленин оригинально ответил на запрос предоставить паспорт, что могло оказаться совершенно неожиданным и убедительным.
История -ХХ3 октября 2023
Собаки против немецких танков — как Красная армия применяла боевых собак во время ВОВ
История -ХХ3 октября 2023