Найти тему
РГАНТД Архивы России

САМОЛЕТ ТУ-154

3 октября 1968 г. первый полет совершил реактивный трехдвигательный пассажирский самолет Ту-154, предназначенный для рейсов средней протяженности.

Самолет Ту-154. РГАНТД. СИФ-3793
Самолет Ту-154. РГАНТД. СИФ-3793

В начале 1960-х гг. в Советском Союзе в связи с увеличением количества перевозок начались работы над созданием реактивного трехдвигательного пассажирского самолета, который должен был заменить устаревшие самолеты, предназначенные для рейсов средней протяженности.

Министерство гражданской авиации сформулировало следующие технические требования: пассажировместимость – 150-160 человек, дальность – 3 200-3 500 км, максимально необходимая длина взлетно-посадочной полосы – 2 500 м. Также отмечалось, что новый самолет по комфортности должен соответствовать Ту-104.

Был объявлен конкурс на создание самолета, в котором приняли участие ОКБ Туполева и ОКБ Ильюшина. В результате победил проект ОКБ Туполева Ту-154.

Руководителем проекта был назначен Сергей Егер. Работы по проектированию самолета Ту-154 начались в начале 1965 г. Опытный образец самолета был готов уже летом 1968 г. в цехах завода «Опыт». После доставки самолета в Жуковский начались его испытания. 3 октября 1968 г. летчик-испытатель Юрий Сухов впервые поднял самолет Ту-154 в небо.

Самолет стали выпускать на заводе № 18 в Куйбышеве.

Первые предсерийные самолеты Ту-154 прибыли во Внуково осенью 1970 г. и сначала использовались для разработки инструкций по инженерно-техническому обслуживанию и эксплуатации Ту-154, а также для начальной подготовки летных экипажей. В мае 1971 г. на самолетах начинают перевозить грузы и почту. 9 ноября 1975 г. начались пассажирские перевозки на маршруте Внуково – Минеральные Воды. В ноябре того же года начались уже международные перевозки по маршруту Шереметьево-Прага под руководством Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУМВС). Через год ЦУМВС уже эксплуатировал самолет Ту-154 на двенадцати международных трассах.

Однако, у самолета были недостатки. Выяснилось, что крыло самолета не может прослужить 30 000 летных часов или 20 000 взлетно-посадочных циклов, на которые рассчитывалось. Нужно было проектировать крыло заново. Причина проблемы оказалась в сплаве В95, выбранном для нижней части консоли крыла.

Помимо Советского Союза самолет Ту-154 эксплуатировали в Болгарии, Венгрии, Польше, КНР и других странах. С 1968 по 2013 гг. было выпущено 998 самолетов различных модификаций. Самолет Ту-154 находится в эксплуатации и в настоящее время.

П.С. Пронин