Сказка для взрослых, снятая в первом московском тучерезе у Тверской

1,8K прочитали

При этом по сюжету действие происходит в районе Арбата, а сам тучерез (так называли поначалу небоскрёбы) находится рядом с Тверской, в советские годы бывшей улицей Горького.

Сегодня тучерез, который часто называют «Домом Нирнзее» по имени архитектора, его построившего, никто не причислит в высоткам, но для своего времени это было здание уникальное и по конструкции, и по внешней красоте.

И как раз потому кинематографисты нередко выбирали его для съёмок. Так поступил и Савва Кулиш, когда решил перенести на экран пьесу знаменитого драмаутурга Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата»: на верхних этажах дома он поселил героев фильма.

Кадр из фильма «Сказки… сказки… сказки старого Арбата»
Кадр из фильма «Сказки… сказки… сказки старого Арбата»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Алексей Арбузов — один из самых успешных авторов, пьесу которого ставились по сему СССР и пользовались успехом. «Сказки старого Арбата» Арбузов написал в 1970 году. Необычность сюжета была в том, что главным героем стал пожилой человек, конфликтующий с сыном и неожиданно влюбляющийся в совсем юную девушку. Люди в возрасте, причём не передовики труда и умудрённые жизнью старцы, а именно обычные, со своими переживаниями и чувствами, не так уж часто становятся центральными персонажами, чаще авторы рассказывали о молодости и среднем возрасте. Однако «Сказки старого Арбата» моментально стали театральным шлягером, шедшим на множестве сцен. К числу лучших постановок сразу же причислили спектакль Ленинградского театра имени Пушкина, где предстал замечательный дуэт Бруно Фрейндлиха и Юрия Толубеева.

Савва Кулиш задумал сделать кино по пьесе в начале восьмидесятых. За сценарием он обратился к самому Алексею Арбузову, а на главную роль пригласил другую ленинградскую знаменитость — режиссёра и актёра Игоря Владимирова. Пикантность ситуации была в том, что

тогда Игорь Владимиров переживал расставание с Алисой Фрейндлих, а Кулиш предложил ему роль, которая сильно ассоциировалась с тестем

Бруно Фрейндлихом, который уже становился бывшим. Тем не менее Игорь Владимиров предложение принял с восторгом. О новой работе он писал:

«И всё же иногда случается чудо. К тебе приходит роль, о которой ты и мечтаь не смел. Нежданно-негаданно такое чудо пришло ко мне. Во имя этой роли я ещё туже затянул свой «ремешок времени». Роль эта — Фёдор Балясников, главный герой фильм «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» режиссёра С. Кулиша».

Кстати, изначально предполагалось, что в фильме будет и отец Фёдора Балясникова — знаменитый дудочник Кузьма Балясников, в честь которого Фёдор назвал сына. Играть Кузьму, причём молодого, должен был тоже Игорь Владимиров, и ради этого специально учился играть на дудочке и на гитаре. Но потом от этой идеи отказались.

Кадр из фильма. Игорь Владимиров
Кадр из фильма. Игорь Владимиров

Итак, Фёдор Кузьмич Балясников и его давний приятель Христофор живут в соседних квартирах в старом доме в районе Арбата. Фёдор — мастер-кукольник, влюблённый в своих кукол, но давно рассорившийся с сыном. Сын зол на отца, который дал ему нелепое имя Кузьма, но выбрал ту же профессию и мечтает превзойти отца в мастерстве.

Однажды на пороге квартиры Фёдора Кузьмича появляется девушка, нежная, хрупкая, с ангельским голосом и внешностью феи. Она приехала к подруге, соседке Балясникова, сбежав с собственной свадьбы.

Но подруга уехала, так что Фёдор предлагает прелестной Виктории Николаевне, или Виктоше, пока остаться у него. И девушка остаётся. И ей, и Фёдору в ходе этого странного знакомства откроются новые стороны жизни, позже появятся несостоявшийся жених Виктоши, шумный и словоохотливый ленинградский студент Лёвушка, и Кузьма, который, несмотря на многолетние обиды на отца, на самом деле юноша романтичный и талантливый.

И 60-летний Фёдор, и 22-летний Кузьма влюбятся в воздушную, почти сказочную Виктошу. Вопрос в том, как поступит она.

Роль друга и соседа Балясникова философствующего Христофора Савва Кулиш отдал Зиновию Гердту. Тема кукол и кукольного театра Гердту была близка — его конферансье Апломбов из блистательного кукольного спектакля театра Сергея Образцова «Необыкновенный концерт» многим помнится и сегодня.

Кадр из фильма. Зиновий Гердт
Кадр из фильма. Зиновий Гердт

А вот роли молодых героев сыграли актёры неизвестные. В роли Кузьмы — Кирилл Арбузов, сын Алексея Арбузова. Кирилла Арбузова Савва Кулиш уже знал, он снял его в роли сына Циолковского биографической картине «Взлёт» тремя годами ранее. Однако Кирилл хоть и получил актёрское образование, в кино снимался совсем мало «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» стали его последним появлением на экране, позднее он стал писателем и киноведом.

Кадр из фильма. Лариса Сучкова и Кирилл Арбузов
Кадр из фильма. Лариса Сучкова и Кирилл Арбузов

Исполнительницу роли Виктоши нашли в танцевальном коллективе «Росконцерта», ею стала балерина Лариса Сучкова. В отличие от других девушек, учениц и выпускниц хореографических училищ, попавших в кино и навсегда в него влюбившихся, Лариса продолжать карьеру в кинематографе не стала: роль Витоши так и осталась для неё единственной. Помочь создать образ небесного создания Ларисе помогла Ольга Гобзева, озвучившая героиню.

До сих пор идут споры, удачен ли был этот выбор: голос Ольги действительно высок и тонок и кому-то кажется неподходящим.

У меня есть версия, что Савва Кулиш добивался некоторой кукольности, нарочитой детскости, мультяшности, если тут можно применять такой термин, создавая образ Виктоши, и в этой ситуации голос Ольги Гобзевой кстати.

Кадр из фильма. Лариса Сучкова
Кадр из фильма. Лариса Сучкова

Ну и, конечно, нельзя не отметить экспрессивного Лёвушку, который хоть и появляется в сюжете лишь однократно, но вносит комическую нотку чересчур серьёзными и заумными сентенциями. В его роли — начинающий актёр Валерий Сторожик.

Кадр из фильма. Валерий Сторожик
Кадр из фильма. Валерий Сторожик

Одним из главных действующих лиц ленты «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» стала Москва. Очень много кадров снято на столичных улицах с документальной точностью. Часть пейзажей изменилась, другие улочки, переулки и дома и сегодня такие же, как сорок лет. «Сказки… сказки… сказки старого Арбата», к слову, рассказ не только об Арбате и его окрестностях, в кадрах масса колоритных уголков центральной части, фильм в каком-то смысле можно даже рассматривать как экскурсию по старой Москве.

Кадр из фильма. Игорь Владимиров и Лариса Сучкова
Кадр из фильма. Игорь Владимиров и Лариса Сучкова

И всё это деликатно украшено музыкой Алексея Рыбникова. Но тут композитор проявил совсем иные грани музыкального дара, в фильме нет узнаваемых космических тонов. Здесь композитор Алексей Рыбников — лирик, в его музыке угадываются элегантные оттенки классики, и это необычно и очень красиво.

«Сказки… сказки… сказки старого Арбата» представили зрителям осенью 1982 года. Авторы определили жанр как комедию, хотя комичного в фильме почти нет. Скорее это элегичная история о жизни, любви, творчестве, которую человек строит сам, но которую внезапно может изменить одно внезапное событие

А к какому жанру вы бы отнесли «Сказки… сказки… сказки старого Арбата»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

При этом по сюжету действие происходит в районе Арбата, а сам тучерез (так называли поначалу небоскрёбы) находится рядом с Тверской, в советские годы бывшей улицей Горького.-8

В новых выпусках:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: