Музыкальная драма – жанр в кино редкий, куда чаще музыкальными создаются комедийные и мелодраматические картины. Но режиссёра Владимира Грамматикова на съёмки такой картины вдохновила музыка Алексея Рыбникова, композитора много и плодотворно сотрудничавшего с киношниками.
В 1976 году Рыбников написал свою первую рок-оперу для театра Ленинского комсомола,
взяв за основу кантату чилийского поэта Пабло Неруды о Хоакине Мурьете. Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» имел колоссальный успех, которому поспособствовал и исполнитель главной роли Александр Абдулов. Чуть позже вышла пластинка с музыкой к рок-опере, ставшая мечтой меломанов. А через несколько лет появился и одноимённый фильм. У него, кстати, был стереофонический звук, что по тем временам было редкостью.
Сам Алексей Рыбников принимал активное участие в создании ленты, ведь музыка была фактически одной из героинь. Правда, изначально он сомневался, что историю удастся переложить на язык кино. При этом
композитору хотелось, чтобы зрители в первую очередь увидели на экране героев, а музыка была бы лишь обрамлением картинки, а не доминировала над сюжетом.
Именно так, по его мнению, можно было добиться драматичности действия.
Сложную задачу поставил перед собой и режиссёр Владимир Грамматиков. Прежде ему доводилось снимать только комедии, а тут предстояла работа серьёзная, с трагической развязкой. Поэтому при подборе актёров Грамматиков ориентировался на героические типажи и пробовал исполнителей фактурных, с брутальной волевой внешностью.
Но после ряда проб появилась идея, что главный герой должен быть не безупречным олицетворением мужественности, а романтиком с драмой в глазах, которому зрители будут сопереживать. Так на площадке появился Андрей Харитонов. Ему подобный образ был знаком – в 1980 году он сыграл Овода в одноимённом фильме.
Возлюбленную главного героя сыграла актриса начинающая, студентка третьего курса Щукинского училища Алёна Беляк.
Поиски других исполнителей тоже затянулись. И тоже потому, что
сначала авторы пошли не тем путём.
Как рассказывал режиссёр, в первую очередь отсматривали драматических артистов. Но у них часто не выходило нужным образом взаимодействовать с музыкой. Тогда вектор поисков сменили и взглянули в сторону музыкантов. И произошла встреча с ансамблем «Интеграл», участники которого сыграли врагов Хоакина.
Ну а Смерть сыграл Александр Филиппенко, которому всегда прекрасно удавались инфернальные образы.
Ради съёмок группа отправилась на юг. По сюжету герои сначала находились в Чили, после перебрались в Калифорнию.
«Чилийские» пейзажи сняли в крымском древнем пещерном городе Эски-Кермене, а «калифорнийские» - в Белогорске,
где построили декорации американского городка второй половины 19 века.
Особо драматичная, напряжённая атмосфера, которая буквально льётся с экрана, - заслуга оператора Александра Антипенко. Он вообще много помогал режиссёру и брал на себя куда больше, чем обычно берут операторы. По его задумке
в кадре постоянно присутствуют оттенки красного цвета, символизирующего кровь, огонь, страсть и месть.
В итоге материала отсняли чуть больше. Алексей Рыбников, посмотрев его, ради дополнительных эпизодов даже дописал музыку, и фильм стал немного длиннее, чем планировалось. Кстати,
для Алексея Рыбникова это был первый опыт работы в кино, когда именно музыка определяла действие.
В предыдущих картинах музыка Рыбникова украшала сюжет, дополняла его, делала более запоминающимся, но в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» она определила всё.
А чем вам запомнилась «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» : музыкой или картинкой?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296