Фильм режиссёра Динары Асановой «Жена ушла» (1979) затронул тему, которая никогда не перестанет быть актуальной: нужно ли сохранять семью, если один из супругов перестал любить, если муж и жена больше не слышат друг друга, пусть и выглядят внешне благополучной семьёй. Главные герои ленты по-разному ответили на этот вопрос, и каждого из них можно понять. Впрочем, финал у истории открыт и зрители могут придумать своё окончание, но не менее
интересно задуматься, как выглядела бы эта мелодрама, если бы в главных ролях предстали актёры, которых изначально видела тут Динара Асанова, — Владимир Высоцкий и Марина Влади, которые в жизни были счастливой любящей парой.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Для сценариста Виктора Аристова «Жена ушла» был дебютом, и успешным дебютом — взялась его перенести на экран Динара Асанова, мастер психологических лент, много внимания уделявшая раскрытию душевных качеств персонажей. Сама же режиссёр в это время пробовала себя в кино для более взрослой аудитории (первые её фильмы были адресованы скорей подросткам и молодым людям), но не отказывалась от выбранного направления —
исследовать человека изнутри, показать, на что он способен в ситуации выбора, когда необходимо принимать решение.
Первыми претендентами на роль супругов Веры и Александра, переживающий кризис, были Владимир Высоцкий и Марина Влади. Но чтобы добиться участия Высоцкого, Асановой следовали ходить по кабинетам и уговаривать чиновников, но на это она была неспособна. Не так просто было и согласовать график работы Марины Влади, востребованной на родине, во Франции. После нескольких попыток стало понятно, что заполучить звёздную пару не получится, к тому же стало очевидно, что Высоцкий делает выбор в пользу других съёмок — он улетел в Одессу, где Станислав Говорухин запускался с детективом «Место встречи изменить нельзя». Динаре Асановой пришлось искать других актёров. Таким образом на площадке оказались Елена Соловей и Валерий Приёмыхов.
Елена Соловей к тому моменту была уже актрисой известной и многими любимой. Она идеально вписывалась в образы дам прошлого века, и часть аудитории даже не воспринимала её в ролях современниц. А вот режиссёры ценили в Соловей её умение подстроиться под любую атмосферу и моментально включаться в работу. Невероятное впечатление произвела Елена Соловей и на Динару Асанову:
«Я впервые работаю с этой актрисой и должна сказать, что просто поражена её огромными возможностями и мастерством. Это человек, который не просто понимает с полуслова, но постоянно творчески активен, постоянно предлагает свои варианты и разработки, основанные на тонком психологическом чутье».
Партнёром Елены Соловей стал актёр, имя которого тогда никому ничего не говорило. Это был Валерий Приёмыхов, которого для зрителей и открыла Динара Асанова.
36-летний Приёмыхов дебютировал в мелодраме «Жена ушла», и эта первая в его жизни роль принесла ему успех, узнаваемость и симпатии зрителей.
Позднее Валерий Приёмыхов ещё не раз будет сотрудничать с Динарой Асановой, причём не только как актёр, но и как сценарист.
Итак, по сюжету Саша и Вера — семейная пара, вроде бы гармоничная и благополучная. Он — уважаемый прораб, с которым считается руководство и которого ценят подчинённые. Она — погружённая в литературу библиотекарь, умело совмещающая научную работу с ведением домашнего хозяйства и воспитание сына-школьника.
Но что-то надламывается в отношения Веры и Саши, и как-то утром он просыпается и не обнаруживает рядом жены.
В записке Вера объясняет, что ушла. Чуть позже выясняется, что она намерена уехать куда-то далеко и забрать сына. Саша пытается понять, что стало с женой, вспоминает прошедшие годы, свои поступки, эмоции, переживания и ищёт возможность вернуть Веру. Но у Веры больше нет к мужу чувств и именно это для неё препятствие для воссоединения. В финале авторы дают зрителям надежду, что герои всё же найдут общий язык, но тут каждый волен дописать свой сценарий.
В картине Динары Асановой появились, помимо Елены Соловей и Валерия Приёмыхова, советские кинознаменитости: Екатерина Васильева в роли его коллеги Сони, с которой у него не только рабочие отношения,
Лидия Федосеева-Шукшина в роли Тани, подруги Веры,
Александр Демьяненко в роли друга Саши,
Зиновий Гердт в роли соседа.
В эпизодах — Мария Виноградова и Алексей Жарков.
Сына Веры и Саши Витю сыграл ленинградский школьник Дима Савельев. Впервые он снялся в кино три года назад, это был крошечный эпизод в школьной картине «Ключ без права передачи» (1976) Динары Асановой. Подбирая исполнителей в новую ленту, режиссёр вспомнила о мальчике и на этот раз дала ему довольно объёмную роль. Потом Дима Савельев снимется и в «Пацанах» (1983), наверное, самом громком фильме Асановой (сделанном, к слову, в тесном сотрудничестве с Валерием Приёмыховым), а в будущем станет киноведом.
Создавался фильм в Ленинграде, а значительная часть интерьерных сцен была снята в квартире самой Асановой. Этот приём не оценили киночиновники, сочтя, что герои обитают в чрезмерно роскошной для простых людей квартире. Тем не менее, фильм был выпущен без значительных правок, и в апреле 1980 года начался его прокат.
Нельзя сказать, что «Жена ушла» — самый успешный фильм Динары Асановой, но он безусловно подтвердил, что она самобытный режиссёр, умеющий вглядываться в людей и делающий это деликатно, без пошлости и лишних подробностей.
Ситуация, наверняка знакомая многим, в мелодраме показана без прикрас, но и без очернения героев. «Жена ушла» — это отличный повод задуматься о собственной жизни.
Отдельно отмечу, что в картине звучит музыка и вокал Булата Окуджавы, а певица Эльвира Трафова задорно исполняет в ресторане песню группы ABBA.
Подводя итог, скажу следующее. Не знаю, каким бы выглядел фильм «Жена ушла», снимись в нём Высокий и Влади, но наше кино точно много потеряло бы, не сыграй Владимир Высоцкий Глеба Жеглова. А вы что думаете?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: