Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Мелодрама, где расстающихся супругов должны были сыграть Высоцкий и его жена-француженка

Фильм режиссёра Динары Асановой «Жена ушла» (1979) затронул тему, которая никогда не перестанет быть актуальной: нужно ли сохранять семью, если один из супругов перестал любить, если муж и жена больше не слышат друг друга, пусть и выглядят внешне благополучной семьёй. Главные герои ленты по-разному ответили на этот вопрос, и каждого из них можно понять. Впрочем, финал у истории открыт и зрители могут придумать своё окончание, но не менее

интересно задуматься, как выглядела бы эта мелодрама, если бы в главных ролях предстали актёры, которых изначально видела тут Динара Асанова, — Владимир Высоцкий и Марина Влади, которые в жизни были счастливой любящей парой.
Кадр из фильма «Жена ушла»
Кадр из фильма «Жена ушла»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Для сценариста Виктора Аристова «Жена ушла» был дебютом, и успешным дебютом — взялась его перенести на экран Динара Асанова, мастер психологических лент, много внимания уделявшая раскрытию душевных качеств персонажей. Сама же режиссёр в это время пробовала себя в кино для более взрослой аудитории (первые её фильмы были адресованы скорей подросткам и молодым людям), но не отказывалась от выбранного направления —

исследовать человека изнутри, показать, на что он способен в ситуации выбора, когда необходимо принимать решение.

Первыми претендентами на роль супругов Веры и Александра, переживающий кризис, были Владимир Высоцкий и Марина Влади. Но чтобы добиться участия Высоцкого, Асановой следовали ходить по кабинетам и уговаривать чиновников, но на это она была неспособна. Не так просто было и согласовать график работы Марины Влади, востребованной на родине, во Франции. После нескольких попыток стало понятно, что заполучить звёздную пару не получится, к тому же стало очевидно, что Высоцкий делает выбор в пользу других съёмок — он улетел в Одессу, где Станислав Говорухин запускался с детективом «Место встречи изменить нельзя». Динаре Асановой пришлось искать других актёров. Таким образом на площадке оказались Елена Соловей и Валерий Приёмыхов.

Кадр из фильма. Валерий Приёмыхов в роли Саши
Кадр из фильма. Валерий Приёмыхов в роли Саши

Елена Соловей к тому моменту была уже актрисой известной и многими любимой. Она идеально вписывалась в образы дам прошлого века, и часть аудитории даже не воспринимала её в ролях современниц. А вот режиссёры ценили в Соловей её умение подстроиться под любую атмосферу и моментально включаться в работу. Невероятное впечатление произвела Елена Соловей и на Динару Асанову:

«Я впервые работаю с этой актрисой и должна сказать, что просто поражена её огромными возможностями и мастерством. Это человек, который не просто понимает с полуслова, но постоянно творчески активен, постоянно предлагает свои варианты и разработки, основанные на тонком психологическом чутье».
Кадр из фильма. Елена Соловей
Кадр из фильма. Елена Соловей

Партнёром Елены Соловей стал актёр, имя которого тогда никому ничего не говорило. Это был Валерий Приёмыхов, которого для зрителей и открыла Динара Асанова.

36-летний Приёмыхов дебютировал в мелодраме «Жена ушла», и эта первая в его жизни роль принесла ему успех, узнаваемость и симпатии зрителей.

Позднее Валерий Приёмыхов ещё не раз будет сотрудничать с Динарой Асановой, причём не только как актёр, но и как сценарист.

Итак, по сюжету Саша и Вера — семейная пара, вроде бы гармоничная и благополучная. Он — уважаемый прораб, с которым считается руководство и которого ценят подчинённые. Она — погружённая в литературу библиотекарь, умело совмещающая научную работу с ведением домашнего хозяйства и воспитание сына-школьника.

Но что-то надламывается в отношения Веры и Саши, и как-то утром он просыпается и не обнаруживает рядом жены.

В записке Вера объясняет, что ушла. Чуть позже выясняется, что она намерена уехать куда-то далеко и забрать сына. Саша пытается понять, что стало с женой, вспоминает прошедшие годы, свои поступки, эмоции, переживания и ищёт возможность вернуть Веру. Но у Веры больше нет к мужу чувств и именно это для неё препятствие для воссоединения. В финале авторы дают зрителям надежду, что герои всё же найдут общий язык, но тут каждый волен дописать свой сценарий.

В картине Динары Асановой появились, помимо Елены Соловей и Валерия Приёмыхова, советские кинознаменитости: Екатерина Васильева в роли его коллеги Сони, с которой у него не только рабочие отношения,

Кадр из фильма. Екатерина Васильева
Кадр из фильма. Екатерина Васильева

Лидия Федосеева-Шукшина в роли Тани, подруги Веры,

Кадр из фильма. Лидия Федосеева-Шукшина
Кадр из фильма. Лидия Федосеева-Шукшина

Александр Демьяненко в роли друга Саши,

Кадр из фильма. Валерий Приёмыхов и Александр Демьяненко
Кадр из фильма. Валерий Приёмыхов и Александр Демьяненко

Зиновий Гердт в роли соседа.

Кадр из фильма. Зиновий Гердт
Кадр из фильма. Зиновий Гердт

В эпизодах — Мария Виноградова и Алексей Жарков.

Кадр из фильма. Алексей Жарков
Кадр из фильма. Алексей Жарков

Сына Веры и Саши Витю сыграл ленинградский школьник Дима Савельев. Впервые он снялся в кино три года назад, это был крошечный эпизод в школьной картине «Ключ без права передачи» (1976) Динары Асановой. Подбирая исполнителей в новую ленту, режиссёр вспомнила о мальчике и на этот раз дала ему довольно объёмную роль. Потом Дима Савельев снимется и в «Пацанах» (1983), наверное, самом громком фильме Асановой (сделанном, к слову, в тесном сотрудничестве с Валерием Приёмыховым), а в будущем станет киноведом.

Кадр из фильма. Дима Савельев
Кадр из фильма. Дима Савельев

Создавался фильм в Ленинграде, а значительная часть интерьерных сцен была снята в квартире самой Асановой. Этот приём не оценили киночиновники, сочтя, что герои обитают в чрезмерно роскошной для простых людей квартире. Тем не менее, фильм был выпущен без значительных правок, и в апреле 1980 года начался его прокат.

Нельзя сказать, что «Жена ушла» — самый успешный фильм Динары Асановой, но он безусловно подтвердил, что она самобытный режиссёр, умеющий вглядываться в людей и делающий это деликатно, без пошлости и лишних подробностей.

Ситуация, наверняка знакомая многим, в мелодраме показана без прикрас, но и без очернения героев. «Жена ушла» — это отличный повод задуматься о собственной жизни.

Отдельно отмечу, что в картине звучит музыка и вокал Булата Окуджавы, а певица Эльвира Трафова задорно исполняет в ресторане песню группы ABBA.

Подводя итог, скажу следующее. Не знаю, каким бы выглядел фильм «Жена ушла», снимись в нём Высокий и Влади, но наше кино точно много потеряло бы, не сыграй Владимир Высоцкий Глеба Жеглова. А вы что думаете?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: