2020 год начался с известий о коронавирусе, который вдруг распоясался в Китае. Поначалу казалось, что это всё далеко и никак к нам не относится, но COVID-19 начал расползаться по миру. И вот уже тревогу бьёт ВОЗ, вот уже страны закрываются на карантин, вот уже множатся слухи о том, что
коронавирус – результат экспериментов по созданию бактериологического оружия,
то ли китайского, то ли американского. Казалось бы, причём тут советское кино? Фильмов про эпидемии всемирного масштаба от советских режиссёров я сходу не вспомню, да и тема апокалипсиса в отечественном кинематографе популярностью не пользовалась. Но вот недавно я наткнулась на малоизвестный фильм на тему, за последние недели навязшую в зубах. Итак, «Комитет девятнадцати», снятый в 1972 году.
Постановкой фильма занялся Савва Кулиш. В 1968 году он снял «Мёртвый сезон», и новая картина в известной мере должна была продолжить тему обличения загнивающего Запада. Действие фильма происходит в недалёком будущем и начинается с заседания «Комитета девятнадцати», особого подразделения ООН. Члены комитета обсуждают внезапно вспыхнувшую в Африке эпидемию: неизвестная болезнь массово поражает людей.
Поскольку разговоры ни к чему не приводят, принимается решение отправить в джунгли научную экспедицию, возглавить которую должен советский учёный-дипломат. Ну а на месте выясняется, что
эпидемия – это проделки империалистов, мечтающих уничтожить мир с помощью бактериологического оружия.
Вину за гибель людей создатели фильма переложили на подпольно продолжающих деятельность нацистов, но нетрудно понять, что существенную помощь им оказывает ЦРУ и прочие разведки капстран.
«Комитет девятнадцати» в этом смысле вообще весьма прямолинеен:
советские люди здесь все идеальны, а представители Запада – герои сугубо отрицательные. Кстати, сценарий написали сам Кулиш, Сергей Михалков и Александр Шлепянов, писатель и один из авторов сценария «Мёртвого сезона».
Картина должна была получиться масштабной, поэтому съёмочная группа даже отправлялась в Африку, где и происходят основные действия, на натурные съёмки.
Большую часть африканских сцен сняли в Конго неподалёку от Браззавиля,
ну а прочие эпизоды снимали уже в СССР. В итоге отснятого материала хватило на две серии, хотя многие зрители считают, что из-за такой длительности лента лишена динамики и смотрится затянуто.
На главную роль Савва Кулиш пригласил Николая Засухина, звезду Куйбышевского драмтеатра.
Засухин не был новичком в кино, за его плечами уже было несколько работ, а в фильме «Поезд в завтрашний день» он сыграл самого Ленина.
Из-за фактурной внешности актёра вообще часто видели в ролях учёных, чиновников, партийных деятелей, которые, несмотря на высокие должности, всегда тепло относились к обычным людям. Дочь главного героя, которая напросилась с ним в опасную поездку в Африку, сыграла Светлана Смихнова. Интересно, что в более поздних работах она фигурировала уже как Смехнова. Светлана тоже не была дебютанткой, она снималась в кино с 18 лет и чувствовала себя на площадке свободно.
Не обошлась картина, где фигурируют иностранцы, без прибалтов. Эстонцы Юри Ярвет и Вольдемар Пансо, латвиец Юрис Стренга вжились в образы западных дипломатов. Компанию им составили и настоящие иностранцы – представитель Болгарии Наум Шопов и француз африканского происхождения Башир Туре.
«Комитет девятнадцати» в своё время отнесли к жанру научной фантастики. Но мы, кажется, сейчас живём в мире, где эта научная фантастика становится реальностью. А вас беспокоит эпидемия коронавируса?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296