Единственный фильм советского режиссёра, моментально зачисленный в шедевры

10K прочитали

«Снова туда, где море огней, снова туда с тоскою своей… » — признайтесь, вы пропели эти слова про себя, а не прочитали их?

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии, расскажет новый выпуск подкаста «Надо, Федя, надо»:

Первая экранизация оперетты Имре Кальмана

появилась в СССР в 1958 году и стала единственным фильмом режиссёра

Юлия Хмельницкого. Но именно благодаря музыкальной ленте «Мистер Икс» Хмельницкий и вошёл в историю советского кино и даже мирового кинематографа.

Кадр из фильма «Мистер Икс»
Кадр из фильма «Мистер Икс»

Мы привыкли, что герои оперетты Кальмана — европейцы. Между тем,

в оригинальной истории, придуманной Кальманом, дело происходило в России, а под маской циркового артиста скрывался сам великий князь!

Такую идею Кальману подарил его визит в венский цирк в начале двадцатых годов, где он и увидел загадочного актёра в маске. Красавец-акробат произвёл невероятное впечатление на композитора, так что тот пробрался за кулисы. Там выяснилось, что артист действительно непрост: это бывший кавалерист российский царской армии, вынужденный зарабатывать на жизнь. Так и родилась оперетта «Принцесса цирка». Правда, в молодом СССР она почему-то не пришлась по вкусу чиновникам, хотя никакой антисоветчины в ней не было.

А вот театральные режиссёры сразу же влюбились в новое произведение и шли на всевозможные уловки, лишь бы поставить оперетту на сцене:

меняли место дейстия, имена, национальности персонажей. По тому же пути пошёл Юлий Хмельницкий, который в 1956 году возглавил один из лучших музыкальные театров страны, — ленинградский Театр музкомедии. Он, начинавший как артист и с годами перешедший в режиссуру, не мог упустить возможность прикоснуться к Кальману. Хмельницкий слегка переиначил действие, назвал постановку «Мистер Икс» и выпустил. А потом неожиданно появилась идея сделать и музыкальный фильм. Ставить его тоже доверили Хмельницкому.

Когда зашла речь о выборе актёров,

по всему Советскому Союзу забурлили вовсе не опереточные страсти. Исполнители из обеих столиц и других крупных театров с прекраснейшими голосами буквально дрались за роли.

Но Министерство культуры по какой-то причине выбрало Игоря Горбачёва, актёра пусть и известного, но драматического, который вокальным талантом не обладал. Режиссёру велели вводить в картину Горбачёва и использовать фонограмму солиста Московского театра оперетты Вячеслава Тимошина. Удивительно, но Игорь Горбачёв согласился. Пробы на другие роли, в том числе женские, проводили уже с ним, под него начали подстраивать график съёмок, но внезапно Горбачёв отказался.

Это стало для Юлия Хмельницкого катастрофой, ведь нужно было всё начинать сначала. И тут кто-то нечаянно вспомнил об эстонском актёре Георге Отсе, который и внешне вписывался в образ, и имел роскошный баритон, так что не нуждался в фонограмме.

Пробы на роль Теодоры, возлюбленной мистера Икса, шли долго. На них побывали ведущие певицы, но режиссёр сделал непредсказуемый выбор: он

отдал роль 23-летней солистке ленинградской оперетты Марине Юрасовой. Марина была фактически начинающей, опыта имела мало, в театре партию Теордоры не исполняла,

так что её многочисленные соперницы закономерно возмутились. Тем не менее худсовет утвердил её единогласно. Но с оговоркой: арии петь будет Тамара Богданова, солистка Малого оперного театра. Скрепя сердце Марине пришлось согласиться.

А вот Зоя Виноградова сыграла свою роль на все сто в полном смысле этого слова. Она играла бойкую циркачку Мари Литуш в спектакле Хмельницкого, причём играла великолепно. Поэтому

он без проб взял её и в фильм, хотя прежде она в кино не снималась. Зоя исполнила и собственные музыкальные партии.

Съёмки были для актрисы удовольствием, она с восторгом делала всё, что просил режиссёр и чего не было в спектакле. Правда,

ей пришлось побороть скромность и предстать на экране в весьма откровенном по тем временам наряде

— цирковом костюме, напоминающем балетную пачку. Но ради роли она согласилась и ничуть не пожалела.

Так же попала в картину и прекраснейшая Гликерия Богданова-Чеснокова, которую Хмельницкий без колебаний утвердил на роль Каролины, властной мамаши Тони, возлюбленного Мари, рохли и маменькиного сынка. Актриса с премьеры была Каролиной в спектакле Хмельницкого, они с Зоей Виноградовой давно сработались и понимали друг друга с полуслова. А самого Тони изобразил Николай Каширский, артист молодой, но уже знаменитый. В основном благодаря телевидению: Николай вёл программу «Почта “Голубого огонька».

Совсем незадолго до съёмок получил звание народного артиста, что для оперетты было большой редкостью, тем более в таком молодом возрасте (Каширскому было всего 35 лет!).

Ну и нельзя не упомянуть ещё о двух исполнителях. Григорий Ярон, знаменитый московский актёр, комик, худрук Московской оперетты, много лет играл на сцене Пеликана. Юлий Хмельницкий никого другого не видел в этом образе и позвал Ярона. Фактически

это тоже единственное заметное появление Григория Ярона в кино (до того он мелькнул в эпизоде, а после несколько раз снимался в документальных лентах), но появление незабываемое! К слову, Ярону было уже за 60,

он был обласкан и зрителями, и критиками, у него была масса наград и высокая должность, но он не побоялся предстать на экране смешным и нелепым.

А начинается «Мистер Икс» со сцены с парнишкой-посыльным. Наверняка вы сейчас не угадаете, кто это. Между тем, это Женька Богорад, товарищ Вольки Костылькова, отправленный Стариком Хоттабычем в Индию. Молодой актёр Геннадий Худяков буквально за два года до «Мистера Икса» снялся в сказочной истории «Старик Хоттабыч» (1957) и был тогда хорошо известен.

Несмотря на то, что премьера фильма «Мистер Икс» не сопровождалась помпой, он тут же стал кинохитом.

В нём не было героев-рабочих, женщин-тружениц, историй о подъёме деревни или гигантских стройках. Напротив, это была лента об аристократах, щеголявших в шикарных костюмах прошлого.

Но зрители шли в кино толами, пересматривая картину по нескольку раз. Именно «Мистер Икс» сделал оперетту одним из самых любимых жанров в СССР, а

ария мистера Икса из оперетты Кальмана и сейчас — одно из самых популярных классических произведений, которое исполняет едва ли не каждый солист.

Спустя четверть века вышла новая экранизация оперетты Кальмана, это была музыкальная картина «Принцесса цирка», поставленная Светланой Дружининой. И снова восхитительная музыка Кальмана помогла кино — этот фильм тоже полюбился аудитории.

Не исключаю, что какой-то современный отечественный режиссёр захочет по-новому перечесть классику и выпустить ещё одну «Принцессу цирка», уже российскую.

Хотя, принимая во внимание, как сейчас переснимают классику (будь то сериалы «Хождение по мукам» 2017 года или «Анна Каренина. История Вронского» того же 2017), сомнительно, что выйдет что-то достойное. А вы хотели бы увидеть новых принцессу цирка и мистера Икса?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

«Снова туда, где море огней,  снова туда с тоскою своей… » — признайтесь, вы пропели эти слова про себя, а не прочитали их?-2

В новых выпусках:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):