Найти тему

Самая старомодная советская комедия

Этот камерный фильм на двоих вышел в преддверии нового 1980 года. В нём нет лихого сюжета, надрыва страстей и политических интриг. Он не поражает взгляд вычурными декорациями, крикливыми костюмами или замысловатыми операторскими приёмами. Но есть в нём уникальный, ярчайший, бьющий в сердце спецэффект, который больше никто и никогда не сможет повторить.

Этот спецэффект — гениальность актёров, запредельного уровня таланты Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова,

которые и стали главными героями ленты «Старомодная комедия».

Кадр из фильма «Старомодная комедия»
Кадр из фильма «Старомодная комедия»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Пьеса «Старомодная комедия» зрителям уже знакома была: её охотно ставили в театрах. Автор пьесы Алексей Арбузов был драматургом опытным, карьеру начал ещё до войны, а его пьеса довоенная пьеса «Таня» и сегодня популярна.

В 1975 году Арбузов написал «Старомодную комедию», героями которой сделал своих ровесников, одиноких взрослых людей, переживших войну и потери, но по-прежнему где-то в душе прячущих надежду на личное счастье.

История оказалась близкой зрителям, почти параллельно с фильмом вышел и телеспектакль «Старомодная комедия», который сейчас тоже хорошо помнят. А в 1978 году на «Мосфильме» появилась идея сделать полноценное кино по пьесе.

Кадр из фильма. Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
Кадр из фильма. Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров

Экранизацией занялась Эра Савельева, опытнейший советский кинооператор, работавшая с режиссёрами Юрием Озеровым и Григорием Чухраем, Юлием Карасиком и Фёдором Филипповым. Годом раньше Эра Савельева уже попробовала себя в качестве режиссёра, но не слишком удачно. А вот вторая попытка Савельевой, которая, кстати, уже отметила 60-летие, оказалась более чем успешной. Вторым режиссёром была Татьяна Березанцева, тоже настоящий профессионал с большим опытом.

Для Эры Савельевой «Старомодная комедия» стала, увы, последним фильмом: больше она в кино не работала, а в середине восьмидесятых ушла из жизни.

На главные роли в картине, которые, впрочем, были единственными, пригласили супружескую пару, ленинградских знаменитостей Алису Фрейндлих и Игоря Владимирова. Исполнители были не только коллегами по театру Ленсовета, где Игорь Владимиров служил режиссёром, а Алиса Фрейндлих — ведущей актрисой, они были супругами и настоящими соратниками, понимающими друг друга с полувзгляда.

Кадр из фильма. Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
Кадр из фильма. Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров

К тому же Алиса Бруновна в конце семидесятых переживала звёздный час — в 1977 году вышел хит Эльдара Рязанова «Служебный роман», после которого актриса стала кумиром для миллионов женщин. Игорь Владимиров в кино снимался нечасто, отдавая предпочтение сцене, но тоже был знаком аудитории, хотя, конечно, больше как блестящий театральный режиссёр.

Кадр из фильма. Игорь Владимиров
Кадр из фильма. Игорь Владимиров

Эпизодические бессловесные роли сыграли в ленте Тамара Совчи и Борис Токарев, молодой актёр, знакомый зрителям как главный герой фильма «Сто дней после детства» (1975).

Кадр из фильма. Борис Токарев
Кадр из фильма. Борис Токарев
А ещё бесспорным участником фильма, на которого легла ответственность за настроение, стала хрустальная музыка Микаэла Таривердиева, в том числе композиция для органа «Домский собор», которую герои слушают в том самом Домском соборе Риги.

Вообще же создавали ленту в Латвии, как раз там, где по сюжету и находится санаторий, в котором главным врачом работает уравновешенный, педантичный и, на первый взгляд, пресноватый Родион Николаевич и куда прибывает на лечение бойкая и эксцентричная Лидия Васильевна. Съёмочная группа побывала в Риге и Юрмале, где и сняли почти все сцены.

Фото со съёмок. Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих
Фото со съёмок. Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих

В заключение приведу цитату из критической статьи Татьяны Ивановой, которая, как мне кажется, чётко характеризует «Старомодную комедию», сентиментальный фильм, который вызывает одновременно улыбку и слёзы:

«Имея для постановки столь сложно сотканный, не терпящий фальши, пульсирующий живыми токами материал, постановщики картины проявили художественную чуткость, поставив во главе угла великолепный актёрский дуэт А. Фрейндлих и И. Владимирова. Искусство актёров торжествует в фильме, ему прежде всего обязаны все лучшие эпизоды и моменты».

А что вы думаете по поводу старомодности истории, столь деликатно и талантливо рассказанной Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/91214659

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/90572125

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/88994251