Главным чеховским режиссёром в советском кино считается Иосиф Хейфиц. На его счету три экранизации произведений знакового русского писателей, и все три тонко передают атмосферу мира, выстроенного Чеховым.
Хейфиц вообще восхищался Антоном Павловичем, был его знатоком, поэтому закономерно, что его творчество вдохновляло режиссёра.
В 1960 году Хейфиц снял «Даму с собачкой», где главные роли сыграли Алексей Баталов, любимый актёр Иосифа Хейфица, которого он и открыл для кино, и дебютантка Ия Саввина. Спустя шесть лет режиссёр вновь обратился к Чехову и поставил фильм «В городе С.», взяв за основу рассказ «Ионыч».
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
На этот раз Хейфиц отказался от точного изложения рассказа на экране. Он сам написал сценарий, введя в него и самого автора, Антона Чехова.
И одной из сюжетных линий стало сравнение и даже противопоставление путей двух врачей — Дмитрия Ионовича Старцева и Антона Павловича Чехова. И если
первый со временем из молодого, влюблённого в профессию доктора превращается в обрюзгшего стяжателя, то второй так и остаётся врачом, чьё призвание — приносить людям пользу, а не обогащаться.
Роли Чехова и Старцева Хейфиц отдал актёрам уже хорошо известным зрителям как по работе в кино, так и по театральным постановкам — Андрею Попову и Анатолию Папанову.
Но больше всего времени на экране занимает, конечно же, Ионыч-Папанов.
Актёр, который никогда не повторялся в образах, на этот раз вновь удивил аудиторию. Ему пришлось пережить трансформацию, перерождение прямо на экране.
В первой части фильма это молодой 30-летний доктор, мешковатый, лишь недавно попавший в губернский город и робеющий в обществе, тем более в обществе юной красавицы. И тут стоит отметить отменную работу гримёров, сумевших сильно омолодить 44-летнего Анатолия Папанова.
А вот во второй части Ионыч — уже сильно располневший брюзга, которому мало что интересно в жизни, который состарился не только внешне, но и душевно. И Анатолий Папанов без всякой комичности и фарса показывает этого нового малоприятного человека (у него даже голос меняется от звонкого молодого на какой-то скрипящий, тусклый и противный).
Возлюбленную молодого Ионыча, своенравную 18-летнюю красавицу Катю Туркину, которую домашние трогательно зовут Котиком, сыграла выпускница театрального училища имени Щукина Нонна Терентьева.
Когда Иосиф Хейфиц предложил Нонне роль, она заколебалась: в то же самое время молодую артистку звал сниматься Владимир Мотыль в ленту «Женя, Женечка и “катюша”». После раздумий Нонна, которая была поклонницей Чехова, всё-таки сделала выбор в пользу Хейфица. Это была одна из первых её ролей, и здесь актриса, которая осталась в памяти зрителей яркой блондинкой, здесь появляется с тёмными волосами.
Нонна Терентьева считалась одной из самых красивых советских актрис, её восхищались не только поклонники на родине, но и западная пресса: в 1967 году фотопортрет Нонны Терентьевой завоевал первое место на выставке ЮНЕСКО в Париже, после чего в неё влюбились миллионы мужчин во всём мире. В западной прессе Нонну сравнивали с роскошной Мэрилин Монро, а позже её так и стали называть — «советская Мэрилин Монро».
Экранными родителями Кати Туркиной стали Игорь Горбачёв и Лидия Штыкан. Кстати, графоманка Вера Туркина (Штыкан) — один из самых колоритных персонажей фильма. Её романы собственного сочинения, которые она постоянно публично читает, — очаровательны в своей посредственности, но она их действительно обожает!
Лидия Штыкан уже работала с Хейфецем на картине «Дорогой мой человек» (1958) и вот снова с ним встретилась. Кстати, Лидия была супругой актёра Николая Боярского и тётей Михаила Боярского.
В эпизодических ролях появилась россыпь знаменитостей: Алексей Баталов, которого Хейфиц не мог не снять, Евгений Шутов, Ольга Аросева, сыгравшая сестру Чехова, почти бессловесный Леонид Быков, Рина Зелёная, молодой и очень интересный Иван Краско, Ольга Гобзева, которая в девяностые бросит кино ради религии, Алексей Смирнов, Валентина Ковель (помните зловредную сваху Кабато из телеспектакля «Ханума»?). А ещё в крошечном эпизоде на набережной. когда выступают уличные артисты, можно увидеть супругу Алексея Баталова Гитану Леонтенко, сыгравшую акробатку, которая не может уговорить упрямую цирковую собаку.
Ну а в финале, в сцене на вокзале, когда мать и дочь Туркины уезжают, на несколько секунд в кадре появляется статная женщина, ведущая на поводке пса. И это никто иная как Ия Саввина, героиня «Дамы с собачкой». Так Хейфиц процитировал в драме «В городе С.» самого себя.
Фильм «В городе С.» заканчивается небольшим монологом доктора Чехова (Андрей Попов), который едет на небогатой повозке и встречает Старцева, несущегося в хорошей тройке с бубенчиками.
«Я хотел только сказать людям честно и откровенно: «Посмотрите на себя. Посмотрите, как вы все плохо скучно живёте». Самое главное — чтобы люди это поняли. А когда поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь».
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: