Кинодебют Андрея Мягкова, запрещённый на 20 лет

4K прочитали

Режиссёр Элем Климов буквально ворвался в советское кино. В 1964 году он снял дебютный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Вроде бы детская комедия о приключениях в пионерском лагере очень понравилась и взрослой публике и по сей день числится в отечественных кинохитах. Но, несмотря на успех, молодой режиссёр не собирался почивать на лаврах и тут же начал снимать следующую ленту.

Сценарий был создан Александром Володиным, тогда драматургом начинающим. К слову, параллельно снималась ещё одна картина по сценарию Володина, мелодрама «Звонят, откройте дверь», которая сделала звездой юную Елену Проклову. Климов же взялся за немного иную историю, рассказывающую о том, что в каждом человеке живёт талант. «Похождения зубного врача» должны были показать зрителям, что

талант может по-настоящему расцвести и принести радость не только обладателю, но и окружающим, но может и погибнуть, если всячески ему мешать.
Кадр из фильма «Похождения зубного врача»
Кадр из фильма «Похождения зубного врача»

В главной роли, того самого зубного врача Чеснокова, режиссёр увидел молодого артиста МХАТа Андрея Мягкова. Мягков до того в кино не снимался, но Климов был поражён его игрой на сцене. 2

7-летний Мягков и сам недалеко ушёл от героя: он тоже недавно закончил учёбы и тоже только делал первые шаги в профессии, так что образ молодого врача пришёлся ему впору.

А вот роль завистливой коллеги Чеснокова Климов предложил Вере Васильевой. Васильева в отличие от Мягкова была уже актрисой звёздной и блистала на сцене. Увы, кинематографисты в те годы Веру не жаловали:

в своё время актриса отказала в симпатиях высокопоставленному чиновнику, за что её отлучили от кино.

Но Элем Климов не побоялся позвать актрису, мало того, он предложил ей роль отрицательную, что для и для самой Васильевой, и для зрителей было непривычно. Однако Вера Кузьминична с задачей справилась и выглядела в образе интриганки убедительно.

Попала на съёмки к Климову и ленинградская театральная звезда Алиса Фрейндлих. Фрейндлих к тому моменту снималась уже десять лет, но лишь в эпизодических ролях. Климов доверил ей одну из центральных героинь, фактически подарив известность и популярность. А ещё он впервые позволил артистке петь в фильме, сделав из неё эдакую девушку-барда.

Фото со съёмок. Алиса Фрейндлих
Фото со съёмок. Алиса Фрейндлих

Появились в «Похождениях зубного врача» ещё три исполнителя, которым в будущем суждено было стать звёздами. В начале шестидесятых они лишь пробовали себя в кино, но спустя годы стали знаменитостями. Игорь Кваша, Елизавета Никищина и Ольга Гобзева сыграли у Климова первые значительные роли. Кстати, у Ольги Гобзевой жизнь сложилась очень причудливо:

до начала девяностых она много и успешно снималась, занималась озвучанием, а потом ушла в монастырь.

#секретная биография

Фото со съёмок. Ольга Гобзева
Фото со съёмок. Ольга Гобзева

На съёмки группа отправилась в Калугу, где киношникам удалось найти эффектыне пейзажи. Впрочем, и по сюжету молодой врач отправлялся на практику в провинциальный город, так что подмосковная Калуга была очень подходящим местом. К тому же Мягкову, Васильевой и Кваше, занятым в театрах, удобно было совмещать съёмки с репетициями и спектаклями. Любопытно, что

на площадку регулярно приезжали местные пожарные. Но вовсе не для того, чтобы спасть киношников из огня.

Пожарные помогали создавать нужные погодные условия: они поливали артистов водой из брандспойтов, когда по сюжету шёл дождь, и заваливали пеной, когда надо было изобразить позднюю весну.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок. Режиссёр Элем Климов
Фото со съёмок. Режиссёр Элем Климов

Во время съёмок случилась неприятность: Андрей Мягков так увлёкся процессом, что повредил ногу, поэтому группе пришлось его некоторое время ждать. Тем не менее к концу 1965 года картину смонтировали и представили худсовету. Казалось, что фильм с лёгкость пройдёт цензуру, ведь там была всего лишь

история молодого доктора, который преодолевает козни недоброжелателей и утверждается в профессии.

Однако утверждения пришлось ждать целых два года: цензоры решили, что

«Похождения зубного врача» — злобная карикатура на советскую действительность,

поэтому ему не место в кинотеатрах. В 1967 году лента всё-таки вышла в прокат, но было сделано меньше сотни копий, так что увидеть её смогли немногие. Но и сам прокат продлился недолго: чиновники от кино сочли, что лучше всё-таки перестраховаться и запретить сомнительную историю. Фильм задвинули на дальнюю полку, причём настолько дальнюю, что он даже не всегда фигурировал в официальной фильмографии Элема Климова. И только через двадцать лет, когда с началом перестройки начали открывать архивы и знакомить зрителей с запрещёнными когда-то фильмами, о «Похождениях зубного врача» узнала широкая аудитория.

Сейчас «Похождения зубного врача» смотрятся немного наивной, хотя и светлой сказкой, где добро побеждает зло. А уж происки коварной Ласточкиной, героини Веры Васильевой, и вовсе выглядят невинными забавам на фоне происходящего в нынешней медицине. Кстати, а вы боитесь зубных врачей?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-6