Приветствую всех на своём канале!
Два года назад на канале мы с вами рассматривали потери Советских ВВС в Афганистане. Тогда вышло две статьи, отдельно про самолёты и вертолёты:
Сколько самолётов потерял СССР в Афганистане
Сколько вертолётов потерял СССР в Афганистане
Так же в прошлом году была статья про эксплуатацию Ми-6 в Афганистане.
Сегодня же предлагаю вам вернуться к теме Ми-6 и рассмотреть потери этих машин.
Ми-6 вертолёт большой, для сопровождения и прикрытия колонн с воздуха он не подходит. Его миссия в любом конфликте, это доставка личного состава и грузов.
Моджахеды быстро осознали значимость перевозок по воздуху. И начиная с первых месяцев войны начали охоту на транспортную авиацию. Так, в результате минирования грунтовой полосы в Лашкаргахе в 1982 году им удалось уничтожить первый Ми-6. При посадке подорвался и сгорел. Все члены экипажа остались живы.
Ещё один Ми-6 был потерян в 1982 году, при возвращении с высадки в районе Рабати-Джали. Тогда десантников по ошибке забросили на территорию Ирана. Душманы подбили одну машину, но экипажу удалось совершить посадку. После чего заняли круговую оборону из-за атак духов. Через некоторое время экипаж удалось эвакуировать поисково-спасательным вертолётом, а подбитый Ми-6 на следующий день был расстрелян парой Ми-8.
Моджахеды постоянно совершенствовали возможности своих ПВО и в этом им активно помогали их "заокеанские друзья", а сами их действия становились все более наглыми. Так 1984 году, один из Ми-6 был сбит прямо над аэродромом Кандагар. При чём произошло это на глазах у всего полка, во время утреннего построения. Не было слышно ни взрыва, ни выстрела. Просто из взлетавшей машины выпрыгнул экипаж. Вертолёт перевернулся и упал рядом с аэродромом.
Больше всего потерь Ми-6 понесли в 1985 году. В Районе Кабула в течении двух недель было потеряно две машины. Через некоторое время летевший с военными советниками вертолёт взорвался в воздухе. Летом, Ми-6 перевозившую группу местных комсомольских активистов, был сбит из ПЗРК. 17 сентября взорвался в воздухе еще один Ми-6. Так же в 1985 году в один из Ми-6 при посадке врезался Су-22 принадлежавший ВВС Афганистана. В ноябре из ПЗРК над Кабулом был сбита ещё одна машина. Так же в Ноябре недалеко от Кандагара был сбит вертолет заместителя командира эскадрильи 280-го ОВП.
Были в Афганистане конечно не только боевые потери, но и по техническим причинам. Так в 1986 году в районе Шахджой, во время ночной посадки из-за неправильной установки высотомера. Ми-6 опустился с большой вертикальной скоростью и разбился, выжить удалось только командиру и штурману. В марте 1988 года., так же при ночной посадке, молодой летчик рано снизился на посадочной прямой и на скорости около 120 км/ч зацепился передней стойкой шасси за дом. Экипаж не погиб, но машина восстановлению не подлежала. Этот разбитый в Файзабаде Ми-6 стал единственной машиной этого типа, потерянной в 1987-88 годах.
Про все потери этих машин я конечно написать не смогу, по имеющимся данным всего за время Афганской войны было потеряно 28 вертолётов Ми-6. В Афганистане Ми-6 зарекомендовал себя очень надежной машиной, отказы в воздухе были очень редкими, и потери по таким причинам неизвестны. К началу Афганской войны Ми-6 являлся самым мощным вертолетом в мире, выпускавшимся серийно. За два десятилетия службы Ми-6 участвовали в нескольких войнах. В Афганистане эти машины доказали свою нужность армии.
На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!