Иногда люди без особого разрешения врываются нашу жизнь, дают советы, навязывают мнение, придираются, обесценивают всё, что важно. А часто с такими людьми приходится общаться каждый день. Можно конечно отстаивать границы, отдалиться и свести к минимум такие встречи.
Но если мы посмотрим на этих людей под другим углом, то поймем, что не мы им нужны, они нужны нам. Иногда говорят: если хочешь узнать, чем наполнен сосуд, нужно толкнуть его.
Так вот все наши обидчики, наши недруги и те, кто вызывают в нас букет разных чувств: негодование, гнев, раздражение помогают понять, что в нас не так. Если бы нас гладили только по голове, то какой толк в исправлении наших духовных болезней. Нам бы казалось что мы идеальны и менять в себе ничего не стоит. Поэтому важно вращаться среди людей, чтобы понимать из чего состоит сосуд нашей души. И бороться ос всем этим. С гневом, гордостью, завистью…
Яркий тому пример, конечно, же Сам Господь. Он ходил по земле среди тех, кто его критиковал, провоцировал, ненависть, смеялся, раздражался, обижал, но Он был всегда внутренне спокоен. У Него не было внутренне напряжения и Он не мучился помыслами. Так и мы должны к этому стремится, быть живым мертвецом. Не место красит человека, а человек место. Куда бы мы не пошли, в какой бы монастырь не перешел монах, он везде несет себя с собой. И так Господь пошлет ему тех же людей, с теми же страстями, характером, пока человек не исправит что-то в себе это будет повторяться.
Исправит это, но останется и другое, и опять Бог познакомит с новыми обидчиками, благодаря которым если правильно смотреть на ближних, можно многое в себе победить.
Но сам по себе человек не справится. Только с Божьей помощью сможет обрести благодать, каясь искренне и чаще, по возможности, причащаясь.
Что бы ни происходило, Он был внутренне спокоен. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» – говорил и говорит нам Спаситель. Получается, что внутренний покой не связан с тем, как относятся к тебе люди: он результат действия в сердце двух добродетелей – кротости и смирения. А научиться кротости и смирению можно как раз через принятие такого неудобного тебе, «токсичного» ближнего.
Не случайно мы за врагов должен молиться, благодарить Бога, что встретили того человека, который показал что во мне нужно искоренить.
Людей рядом нужно принимать, не их менять, не отношение их к вам, а вам меняться внутреннее.
Своенравных людей сложно вытерпеть, но только так, не по другому, только через людей можно познать себя, полюбить Бога, стяжать Дух Святой, если научишься ближних терпеть и любить. Только тогда ты будешь способен стяжать мир тела, души и духа.
Один старец предупреждал:
Те, кто не могут найти согласия с ближним и признать его, теряют душевное спокойствие, начинают оценивать все, что сказали сами и что было сказано им, обижаются и требуют объяснений… Они впустую тратят время своей жизни, наблюдая за ближними, становясь их рабами и пленниками.
Не ближний виноват что ваше настроение испортилось после общения с ним, даже если он обошёл ся с тобой грубо, несправедливо не он виноват, проблема в тебе - ты не мог принять его в этот момент. Иногда мы чисто внешне остаемся спокойными, а внутри негодуем, не прощаем, судим.
А значит теряем молитву, теряем связь с Богом. Отдаляемся от него и потому страдаем.
Важно позволить человеку быть таким каким он есть. Не его менять, себя.
Когда ближний откроет уста, он будет говорить с тобой не так, как ты заслуживаешь, но соответственно тому, что у него в сердце. Если ему больно, если он человек грубый, невоспитанный, не обрезанный сердцем, жестокий, без любви, без Духа, без Бога, то так он и будет с тобой говорить.
Куда бы человек не пошёл, он везде несет с собой природу, поражённую грехом и сталкивается с нею же. Так зачем же ждать от людей любви и уважения? Они сегодня к нам относятся с любовью, завтра - с презрением. Нужно удивляться не этому, а переключать внимание только на себя
По отношению к ним наша задача - проявлять доброту, или хотя бы не гневаться в ответ на гнев.