Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

Угрюмые, но неубиваемые: история португальских внедорожников UMM с французскими корнями

Оглавление

Как одним словом описать автомобильную промышленность Португалии? Вроде бы она процветающая. С конвейеров местных заводов Stellantis и VAG ежегодно сходят тысячи новых машин. Но с собственными автобрендами у португальцев как-то не задалось. Хотя они были! Была марка Portaro — португальская версия румынских вездеходов ARO. Но существовал в Португалии и другой внедорожный бренд — UMM из Лиссабона. Знаменит он не только странным названием, но и не менее странным дизайном моделей. Давайте разбираться, что это за марка.

UMM Alter turbo. Фото: Petertumble (wikipedia.org)
UMM Alter turbo. Фото: Petertumble (wikipedia.org)

Португальские машины имели французские корни

Аббревиатуру UMM — Uniao Metalo Mecanica — можно перевести как «металлургическо-механическое предприятие». Она появилась на автомобильной карте мира в 1977-м и своим рождением обязана энтузиазму и настойчивости французского инженера Бернара Корнеля.

Он родился в 1908-м и далеко не сразу увлёкся внедорожниками. В годы Второй мировой войны Бернар зарабатывал тем, что переделывал бензиновые машины под установку газогенераторов. А после войны Корнель переключился на кое-что поинтереснее — занялся ремонтом и тюнингом оставшихся в Европе от союзников «виллисов». А также стал дилером французской фирмы Hotchkiss — локального бренда, выпускавшего лицензионные внедорожники Jeep. Разобрав и перебрав десятки, если не сотни американских машин, Корнель понял — он и сам умеет не хуже, а может быть, даже лучше.

В 1960 году инженер, ставший конструктором, представил собственную версию рамного внедорожника — Tracteur Cournil. По-французски tracteur — это не только трактор, но и тягач, хотя по сути получился именно внедорожник: рамное шасси, подключаемый полный привод, выбор дизельных или бензиновых моторов по вкусу.

Модель Tracteur Cournil 1961 года, известная как JA1. Фото: cj3b.info
Модель Tracteur Cournil 1961 года, известная как JA1. Фото: cj3b.info

У странного дизайна внедорожников Корнеля есть логическое объяснение

Главная фишка Tracteur Cournil, помимо раздатки собственной разработки Бернара Корнеля, — необычный дизайн. Резко ниспадающие передние крылья придавали «трактору» француза абсолютно уникальный, вообще ни на что не похожий внешний вид.

Но почему такая форма? По мнению Корнеля, именно такие крылья удобнее всего на узких горных дорогах, где водителю важно контролировать габариты машины до сантиметра. Но любили Tracteur Cournil не столько за понурую мордашку, сколько за хорошую проходимость, высокую ремонтопригодность и конкурентоспособную цену.

Финансовые проблемы вынудили Корнеля продать свой бизнес

Любили, впрочем, громко сказано. Да, внедорожники Бернара Корнеля нашли свою благодарную аудиторию — в основном среди французских фермеров. Спрос на Tracteur Cournil можно было даже назвать стабильным, но, увы, невысоким. К началу 1970-х общий тираж внедорожников не добрался и до тысячи экземпляров.

В конце концов, столкнувшись с финансовыми затруднениями, семья Корнеля (к бизнесу со временем подключился и сын Бернара) выставила компанию на продажу. Причём продать предприятие удалось дважды! Права на выпуск и реализацию внедорожников во Франции перешли компании Gevarm, а международная лицензия отправилась в Лиссабон — к UMM.

Португальцы не стали придумывать ничего нового. В серию запустили лишь слегка модифицированную версию «Трактора Корнеля» с 2,5-литровым дизелем Peugeot. На выбор покупателям предлагался вариант с мягким или жёстким съёмным верхом, пикап или фургон, а также версии с пяти- или семиместным салоном. Также UMM продавал варианты с базовым шасси для установки надстроек заказчика.

В любом случае все версии UMM отличала неповторимая фирменная внешность с упавшими передними крыльями и весьма впечатляющий внедорожный потенциал. Успехи португальско-французских вездеходов в ралли-рейде «Париж–Дакар» говорят сами за себя.

Сахара прославила выносливость и живучесть внедорожников UMM

Конечно, говоря об успехах, надо понимать, что за победу в абсолютном зачёте вездеходы UMM не боролись. Но «Дакар» не зря называют самой сложной гонкой мира: просто выжить и получить финишную отмашку здесь — уже подвиг.  И с выносливостью у португальских вездеходов всё было прекрасно. В дебютном для команды из Лиссабона «Париж–Дакаре» 1982 года все три почти стоковых UMM Cournil 4x4 благополучно добрались до столицы Сенегала.

Спустя год на старт вышло уже четыре португальских автомобиля. Причём два из них — с шестицилиндровыми 2,7-литровыми моторами Peugeot мощностью 160 л.с. И вновь до финиша уверенно дошли все машины. А ещё через год всё повторилось. Вот это и называется настоящая внедорожная выносливость!

Самый удивительный UMM построили к приезду в страну Папы Римского

Приключения в пустыне лучше любой рекламы работали на репутацию фирмы из Лиссабона. Внедорожники UMM полюбили военные и полиция, их покупали лесничества и строительные компании, ну и конечно же, просто любители месить грязь. Но однажды UMM сделал шаг в сторону от утилитарного имиджа.

Фото: ummaventura.com
Фото: ummaventura.com

В 1992 году, специально к визиту Папы Римского Иоанна Павла II в Португалию, компания UMM построила «папамобиль» на базе 5-дверного длиннобазного шасси. В задней части кузова установили прозрачный бокс с 40-миллиметровым бронированным стеклом и креслом. Ослепительно-белый UMM дополнительно оснастили кондиционером, чтобы понтифику не было жарко, и наружными громкоговорителями, подключенными к микрофону, чтобы удобнее было обращаться к пастве.

Несмотря на успехи, клиенты начали уходить

Португальская глава истории внедорожников Бернара Корнеля оказалась куда успешнее французской. Ведь в период с 1979-го по 1989-й UMM продал более 12 тысяч автомобилей!

И худо-бедно португальцы совершенствовали конструкцию. На машине появлялись более современные дизели и коробки, а после успехов в «Дакаре» на UMM начали ставить мосты Dana — бразильского филиала известного трансмиссионного бренда.

Казалось бы, фирма, которая успешно выживала в эпоху, когда внедорожники имели очень ограниченную популярность, должна расцвести и в эпоху всемирного бума этих моделей. Но всё получилось наоборот.

Уже в 1990-х продажи UMM начали падать. Причём фирму покидали традиционные заказчики, включая военных и полицию. Нет, качество и потребительские свойства португальских вездеходов не стали хуже. Зато подтянулись конкуренты, а дилеры японских брендов стали более гибкими в вопросе скидок. Поэтому Национальная гвардия Португалии пересела с UMM на Nissan Patrol испанской сборки.

Чтобы удержаться на рынке, бренду из Лиссабона требовалась новая модель, но основательно модернизированный UMM Alter 2000 c современным 2,1-литровым турбодизелем представили только ближе к 2000-м, а на организацию его производства уже не хватило сил и средств. Это и стало финальным аккордом марки.

«Итальянский Range Rover», о котором все забыли. История фирмы Rayton Fissore

Взлёт и падение «румынского Land Rover»: как марка ARO покорила Европу и что пошло не так