Тревожность - это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.
Причины детской тревожности:
- Противоречивые требования, которые предъявляют взрослые.
- Неадекватные или завышенные требования к ребенку.
- Негативные или унижающие требования.
Как помочь тревожному ребенку
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает много времени. Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми одновременно в трех направлениях:
1. Повышение самооценки
Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей.
Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
ВАЖНО: В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
2. Обучение детей умению управлять своим поведением
Тревожные дети не говорят о своих проблемах взрослым, которым они не доверяют. Важно, установить с ребенком доверительный контакт, и уже в доверительном диалоге узнавать об истинных страхах и фобиях ребенка.
Желательно, чтобы ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить нарисовать свои страхи, затем показав рисунок, рассказать о них.
Категорически нельзя сравнивать тревожного ребенка с другими детьми, подобное сравнение может стать серьезным травмирующим фактором и только усугубит ситуацию.
Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами полученными ранее.
3. Снятие мышечного напряжения
Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж.
Что делать родителям?
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте таким, какой он есть.
- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
- Ребенка обязательно нужно хвалить за любые его достижения.
- Никогда нельзя угрожать и тем более пугать ребенка наказанием.
- Нужно больше времени проводить с ребенком, общаться с ним, интересоваться его делами, приучать ежедневно рассказывать о своих делах, делиться собственными переживаниями.
- Нужно признавать за ребенком право на страх, даже если это кажется пустяком.
- Стараться развенчивать любой страх ребенка.
- Стараться как можно чаще обнимать ребенка если он в этом нуждается.
*Все изображения взяты из открытых источников.