Найти в Дзене
Gedonistica

Большой лакомка Фёдор Михайлович

Близкие Достоевского наперебой говорили о его пристрастии к чаю. Он пил его несколько раз в день: за работой, за трапезой и просто так, для поднятия настроения.

«Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить.»

(Ф.М. Достоевский)

Писатель заваривал чай самостоятельно, не доверяя приготовление напитка никому. Еще бы! Соблюсти все ритуалы мог только истинный ценитель:

«Заваривал чай, сначала споласкивал чайник горячею водой, клал три ложечки чаю (причем непременно требовал "свою" ложку, она так и называлась "папиной ложечкой") и наливал лишь одну треть чайника и закрывал салфеточкой; затем минуты через три дополнял чайник и тоже накрывал.

И наливал чай лишь тогда, когда самовар переставал кипеть. Наливая себе чай, непременно смотрел на цвет чая, и ему случалось очень часто то добавлять чаю, то сливать в полоскательную чашку чай и добавлять кипятком; часто случалось, что унесет стакан в свой кабинет и опять вернется, чтоб долить или разбавить чай. Уверял: "Нальешь чай, кажется хорош цветом, а принесешь в кабинет, цвет не тот". Клал два куска сахару.»

(Из воспоминаний А.Г. Достоевской).

Иногда писатель любил взбодриться очень горячим, обжигающим кофе. С дымящейся чашкой в одной руке и с подсвечником в другой, он уединялся в своем кабинете. Если кто-то пытался нарушить таинство, зайдя в комнату Фёдора Михайловича, он свирепел и страшно ругался.

Вприкуску к горячим напиткам Достоевский поглощал горы сластей: чернослив, пастилу, мёд с кедровыми орешками, виноград, изюм, финики, шоколад и мармелад.

«Постойте, голубчик! — часто говорил он, останавливаясь среди разговора.

Он подходил к своему маленькому шкафику, отворял его и вынимал различные сласти: жестянку с королевским черносливом, свежую пастилу, изюм, виноград. Он ставил все это на стол и усиленно приглашал хорошенько заняться этими вещами. Он был большой лакомка…»

(Всеволод Соловьев, «Воспоминания о Ф. М. Достоевском»)

Уже 26 сентября на нашем Ужине Достоевского будем угощать вас не только ассорти любимых сластей Фёдора Михайловича, но и другими блюдами по рецептам XIX века.

В меню:

- салат с соусом из анчоусов и каперсов;

- пожарская котлета и пастернак под соусом сабайон с пармезаном по рецепту XIX века;

- уха с расстегаями;

- ассорти сладостей: мармелад, пастила, орехи, варенье, печенье, которое называли заедками.

Еда
6,93 млн интересуются