В современных реалиях, расходы на топливо становятся всё более затратной статьёй в общей смете владения автомобилем. Пока ещё они не сравнимы со стоимостью технического обслуживания, которое способно повергнуть в шок даже бывалого автомобилиста (не говоря уже о серьёзных поломках или кузовных работах), но тем не менее, по статистике, расходы на топливо составляют минимум треть всех эксплуатационных затрат.
Так почему бы нам с вами их не сократить? Тем более, что все приёмы экономичной езды положительно скажутся и на ресурсе машины, заодно повысив безопасность. А это, опять же, дополнительная экономия. Итак, что же такое экономичное вождение?
Меняйте характер езды.
Поездки по мегаполису провоцируют водителей на резкие реакции: бурный старт со светофора, энергичные перестроения, чтобы успеть занять более выгодную позицию для следующего старта. Прямо-таки этап F1! Но с точки зрения экономии, нет ничего хуже, чем такая езда. Попробуйте поменять стиль, и двигаться более плавно. Поверьте, даже после десяти «выигранных» светофоров, экономия времени составит от силы 40 секунд. Совсем уж неприемлемо регулировать скорость движения попеременным топанием по педалям газа и тормоза. Абсурд, но многие именно так и поступают. Так вот, постарайтесь пользоваться тормозом как можно реже, а в начале замедления или на спуске, полностью отпускайте педаль газа. Двигатель при этом вообще не потребляет топлива. При размеренном плавном движении вы сэкономите чуть ли не вполовину, но для того, чтобы двигаться равномерно, нужно ещё несколько навыков:
Прогнозируйте развитие ситуации.
Чаще всего для этого достаточно всего лишь смотреть не себе под нос (и не в телефон), а значительно дальше – до следующего перекрёстка, а то и через один. Видеть отдалённые пешеходные переходы и людей на них, всевозможные помехи, в виде выездов с прилегающих территорий, стартующие от остановок автобусы, и водителей-неадекватов, фатально влияющих на скорость потока. Стройте траекторию заранее, тогда вы раньше заметите незанятую полосу, сможете двигаться без лишних ускорений и замедлений, в режиме средней скорости, а он как раз наиболее выгоден.
Прогнозируйте маршрут с минимумом пробок.
Повальное использование навигаторов – благо, но ровно до той поры, пока пропускная способность маршрута не приблизится к предельной. Не секрет, что часть работы систем навигации – это регулирование потоков в городе, однако даже когда кажется, что альтернативы получасовому стоянию в пробке нет – возможны пути объезда. Включите навыки знания вашего города, фантазию, интуицию и выбирайте, возможно, чуть более длинный, но менее «застойный» маршрут – он всегда будет экономичнее с точки зрения расхода. А иногда бывает полезно чуть отложить поездку, подождать буквально 20-30 минут, и не лезть в глухую пробку, получив тем самым выигрыш в те же полчаса, но проведённые с большей пользой. Часто именно за такое время рассасываются пробки вокруг некритичных аварий, узнать о которых можно как раз из навигатора.
Приёмы, одинаково полезные и в городе, и на трассе.
Не перекручивайте мотор. Сегодня абсолютно все двигатели внутреннего сгорания имеют узкий диапазон оборотов, в котором развивают максимальную мощность (обычно это промежуток между 2000 и 2500 об/мин). Многие модели имеют индикацию, побуждающую вас переключить в механической коробке передачу вверх, но и в автомате можно поиграть режимами, установив минимальные обороты мотора на нужной скорости. Этот режим и будет самым экономичным. Разумеется, на обгонах и подъёмах тягу придётся прибавить, переключившись вниз или сменив режим автомата, но чем дольше вы двигаетесь почти внатяг, тем меньше топлива потратите. У турбированных моторов полезно ловить момент начала работы турбины и пользоваться этим режимом.
Слишком низкие обороты тоже не полезны.
Разумеется, всё хорошо в меру, и если дизельный двигатель способен без вреда переваривать самый низ полки крутящего момента (как раз тот самый «низ» турбины), то нервная дрожь бензинового мотора на нижнем пределе по оборотам – вреден. Ориентируйтесь по границе заметного дрожания мотора и трансмиссии, и до сильных вибраций не доводите.
Максимальная скорость и аэродинамика.
Примерно с 90 км/ч автомобиль начинает испытывать колоссальный рост сопротивления воздуха. Разница между скоростями 80 и 120 км/ч может быть двукратной. Поэтому не слишком критичная в городе, на трассе максимальная скорость очень сильно влияет на расход. Условный предел в 100 км/ч, при долгом движении способен сэкономить до полутора литров на сотню километров. Пара резких разгонов до 130-140 заметно отразятся на расходе, а десять минут движения со скоростью под 150, увеличат потребление топлива в два раза.
Лучше в багажнике, чем на крыше.
С точки зрения расхода топлива, даже обтекаемый багажник на крыше – форменное безобразие. Разумеется, любой выступающий объект повышает расход, особенно при долгой поездке с высокой скоростью, и владельцы внедорожников со стажем знают, что сложенные лопухи внешних зеркал могут дать прирост максимальной скорости на 5 км/ч. Поэтому всё что можно убрать внутрь, например, в багажник – нужно убирать. При этом понятно, что модульную палатку-домик на крыше вездехода внутрь не спрячешь. И очень негативно на скоростной расход сказывается лифт внедорожника, поскольку весь воздушный напор, не облетевший машину сверху-сбоку, а загнанный под брюхо – аэродинамический тормоз. Но в этом случае, задачи, цели и скоростной режим совсем другие, и экономия топлива точно не стоит на первом месте.
Не возите лишний вес.
У многих в багажнике скрывается целый склад вещей, большую часть которых следовало бы оставить в гараже или вовсе выбросить. Это и старые бутылки с водой, и не самый необходимый в дороге инструмент, и оставленные «до худших времён» запчасти, и несколько пар обуви не по сезону. Всё это мотору тоже надо возить, а значит – расходовать лишние граммы топлива.
Следите за колёсами!
Точнее, за давлением в шинах. Между прочим, незаметная на глаз разница в давлении на 0,5 атмосферы, способна «привезти» лишний литр на сотню. Ещё хуже, если нарушена геометрия – тут дело уже не ограничится только топливом, в расход пойдёт и сама резина. И уж совсем, с точки зрения аэродинамики, плохо, если ваши широченные шины выступают за обводы кузова. Между прочим, из всех аэродинамических проблем автомобиля, обтекание шин и колёсных арок – самая трудноразрешимая. Любое отклонение ведёт к заметному росту расхода.
Используйте качественное топливо.
В первую очередь это относится к бензиновым машинам, поскольку дизельное топливо везде примерно одинаково. Речь идёт об октановом числе и мнимой экономии при заправке более дешёвым 92-м, вместо 95-го. Выигрыш в стоимости будет нивелирован большим расходом и снижением мощности. Так что лучше посмотреть в сторону более дорогого бензина и проверенных топливных сетей, тем более что и для мотора это полезнее.
Свежевымытая машина едет быстрее. Это, конечно, миф, скорее всего порождаемый нашим восприятием эстетической составляющей езды, но если от передвижения на блестящем и сверкающем автомобиле, ваше настроение повысится, то и на расход топлива это отрицательно не повлияет!
Текст Евгения Хапова