Изначально введённый термин «нарциссизм» в аналитическом подходе к решению клинических случаев психических изменений имел негативный смысл, который заключался в проявлении человеком патологической любви к самому себе, а также связанной с этой любовью эмоциональной непроницаемостью. Фактически это выражалось для обыденного сознания в том, что быть нарциссической личностью приравнивалось к ощущению быть безнадежно плохим.
На заре развития психоанализа считалось, что такая личность не только поглощена собой, но и недоступна для психотерапии, потому как нарциссические расстройства неизлечимы из-за непроницаемого барьера, называемого особой формой психологической защиты, которая служит пациенту главным препятствием для установления с аналитиком любых эмоциональных отношений, что необходимо для формирования переноса.
Однако как показали случаи психоаналитической работы с пациентами у которых уже было диагностировано нарциссическое расстройство, переносы не только имеют место, но и обладают особой силой, что служит прекрасным материалом для соответствующей аналитической проработки.
Вскоре было убедительно доказано, что почти все особенности защитных механизмов личности, страдающей нарциссическими расстройствами, несут на себе характерный отпечаток защит от травм, обусловленных уже имеющимся недостатком в ощущении собственной идентичности.
При этом не стоит полагать, что нарциссизм проистекает исключительно из внутренних предрасположенностей человека, так сказать из его «генетических задатков». В немалой, а порой и в существенно большей степени на доминирование нарциссизма оказывает влияние более широкий социальный контекст, а именно — превалирующие в обществе установки о том, что считать «успешным» и «неуспешным».
Как все могут заметить в настоящее время практически любое общество развивается в сторону все большей соревновательности, с одной стороны, и стандартизации с другой. Известный психоаналитик К. Хорни полагала, что в обществе на первом месте стоит именно индивидуальное соперничество, на котором построена вся наша культура.
Экономический принцип «успешности» с необходимым для него соперничеством влияет на человеческие взаимоотношения, заставляя одного индивида сражаться с другим, соблазняя одного превзойти другого.
Психоаналитик Э.Фромм ещё более жёстче выразился по этому поводу, указав, что современное общество все больше относится к человеку как к товару, обладающему теми или иными потребительскими свойствами, заставляя, таким образом, самого человека оценивать себя с точки зрения критериев рынка. В связи с этим становится очевидным, что сиюминутное впечатление, производимое человеком на окружающих (его имидж), может оказаться более ценным, чем целостность и искренность, а попытки соответствовать нереалистичным, но провозглашенным стандартам меняют самовосприятие человека, снижают его природное самоуважение и самооценку.
Статистические данные о количестве и качестве психических расстройств, проводимые ежегодно ВОЗ и иными медицинскими организациями по всему миру регистрируют неизменный и существенных рост нарциссизма и нарциссических расстройств. Это настолько стало заметно, что некоторые западные исследователи (например, Мак-Вильямс) считают, что до этого проблемы нарциссизма не носили такого характера эпидемии, какой они представляют сегодня.
При этом хотел бы сразу оговориться — на сегодняшний день такое явление, как «нарциссизм» получило более широкое понимание, в отличие от первоначального варианта, и рассматривается в широком диапазоне внутренних и внешних проявлений психики человека от нормы до патологии.
Проявление нарциссических черт личности, которые при их умеренной их выраженности условно остаются в границах нормы выражается в чувстве собственной значимости, захваченности фантазиями неограниченного успеха, веры в собственную уникальность, потребности в восхищении, манипуляции в межличностных отношениях, чувстве привилегированности, отсутствии эмпатии (значительные сложности в ее проявлении), зависти к достижениям других, дерзком, подчас заносчивом поведении и др.
Когда же вышеописанные маркёры становятся доминирующими в жизненном стиле, мышлении, распределении приоритетов, ценностей человека, которые словно заслоняют все иные альтернативные формы поведения, то первоначальное «благо» оборачивается для него самого проблемой, истоки которой надёжно укрыты в его бессознательном. То, что порой явно для окружающих, не осознается (работают мощнейшие комбинированные психологические защиты) для него самого…
Из опыта можно сказать, что психоанализ не просто даётся личностям с нарциссическими расстройствами. Внутренние сопротивления часто сопровождаются бурными эмоциональными штормами, срывами, экзальтированными перепадами настроения.
Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, психоаналитик, кандидат психологических наук