Найти тему

Время весны (роман) С. Доровских. Часть 2. 2

Мишенька! Я рад, что ты нашёл вторую тетрадь. И то, что ты её читаешь, значит, что тебе хочется знать о моём прошлом, и ты – мой благодарный потомок. Я в это верю. А если бы не верил, скажу честно, то вряд ли нашёл бы сил написать и страницу. Моя вера в тебя и в то, что мне стоит открыться и рассказать обо всём, как было, греет и направляет меня.

В этих записях речь пойдёт о вещах, во всех отношениях лишённых радости, и о людях, которые дали мне силы жить. Хотя их уже нет со мной, они и до сих пор остаются моими путеводными звёздами.

Так вот, вернёмся к тому моменту, на котором оборвались записи в первой тетради. Меня вывезли из тюрьмы поздним вечером. Со мной были только два санитара. То, что среди сопровождающих не было никого из НКВД, удивило меня – неужели с меня на самом деле сняты все обвинения, и будущее мое не такое и мрачное, как виделось в застенках «серого дома»? Я попытался заговорить с санитарами – это были два крепких угрюмых парня лет тридцати. Мой голос они воспринимали так же, как и неровное чихание мотора. Они были тверды и бесчувственны. Но стоило мне пошевелиться, как они наводили на меня чёрные глаза, словно дула пистолетов.

Мне почему-то думалось, что путь предстоит долгий. Сейчас меня привезут на какой-нибудь аэродром, этих провожатых сменят такие же угрюмые одинаковые парни, мы будем лететь в самолете, винты которого ревут так, что могут лопнуть барабанные перепонки. Потом будем плыть, и я неделю или другую проболтаюсь в сыром трюме. Почему-то думалось, что я – важная птица, которую вот таким сложным путем надо сопроводить куда-нибудь на край света, а там или уб_ить, или поместить в самый жестокий и необычайно далёкий от цивилизации лагерь для психов, где я и пропаду, и меня никто не вспомнит, обо мне не скажут, не напишут, не заплачут.

Тогда, Мишенька, мне было немногим больше двадцати лет, а в таком возрасте нелегко разобраться в происходящем, понять своё место в огромном, и, в общем-то, злом мире.

Ехали мы недолго – может быть, не больше часа, и дорога, несмотря на сумерки, выглядела знакомой. А когда показался в окне широкий Дон, я начал догадываться, куда меня везут. Машина остановилась перед высокими белыми воротами – они больше напоминали решётку. Водитель, не глуша двигатель, сам открыл их, и мы въехали на территорию. Первое, что бросилось в глаза – обилие зелени. Липы, сосны, берёзы, рябины, каштаны, какие-то кустарники создавали здесь ощущение старой, но ухоженной барской усадьбы. Это место не отпугивало, а наоборот, манило тишиной и покоем, будто шептало, что здесь меня ждут отдых, покой и забвение всех былых страхов. Мне казалось, что я слышал внутри какой-то голос. Умиротворённый, приглушенный, он словно нашёптывал русские сказки, которые так любил Карл Эрдман, находя в них гармонию и скрытые подтверждения своей теории. Но я знал, что часто в народных преданиях мягкий, расстеленный ковер звал путника отдохнуть, чтобы усыпить его вечным сном. И эта зелень была таким ковром. В покое этого места таилась какая-то опасность, что-то страшное, пугающее. И я сильнее почувствовал это, когда санитары вывели меня. Я никогда не бывал здесь, но слышал об этом месте, находящемся недалеко от Воронежа. Больница занимала участок, близкий к квадрату, а старые аллеи делили территорию, словно оси. На основной оси находилось самое больше здание, и я сразу понял, что это – главный административный корпус, а всего их было около девяти. От него аллеи звездообразно расходились к другим корпусам. Вдали стоял домик, выбивающийся на фоне других архитектурой – его можно было назвать старым теремом, украшенным резьбой. Все корпуса были связаны аллеями, и кирпичные неоштукатуренные здания напоминали друг друга, как братья. В сумерках они почему-то казались мне угрюмыми готическими замками со странными высокими окнами, рассечёнными множеством стеклянных квадратиков.

– Можете хотя бы объяснить, что со мной происходит, – не вытерпел я, обращаясь к санитарам, хотя и без их ответа обо всём догадывался.

– Это лечебница для людей с душевными расстройствами, Орловка, – не сразу ответил один из них бесчувственным холодным голосом, не глядя на меня и продолжая вести по аллее, придерживая за локоть. Мы ускоряли шаг.

Меня ввели в один из корпусов, я почувствовал запах меди_цин_ского спирта, в глухих коридорах, по которым мы шли, слышалось бормотание и всхлипы. Мы попали в комнату, где за столом вместе с мед_сестрой сидел знакомый мне вр_ач с неприятной бородкой, тот, что приходил ко мне в камеру и определил страшный, не имеющий ничего общего с реальностью диа_г_ноз. Они не смотрели на меня, заполняли какие-то бумаги, и вр_а_ч что-то диктовал, постукивая карандашом по толстой меди_цин_ской книге. Тогда я чувствовал себя настолько уставшим и злым, что события вспоминаются как липкая дрянь, однотонная и беспросветная. Вр_ач, лишь на миг взглянув на меня, приказал санитарам отправить меня куда-то, и мы перешли в другую, без окон подвальную комнату, где мне при свете тусклой лампы обрили голову и выдали серое чистое бельё. Затем меня проводили наверх, и, открыв железную, похожую на тюремную дверь с решёткой, жестом приказали войти. Я стоял, вглядываясь во мрак, а санитары были сзади, как два черных крыла. Я вошёл, увидев вытянутые ряды коек с людьми. Одни спали, другие смотрели в потолок, не обращая на меня внимания. Кто-то бурчал, иные посмеивались. Они не интересовали меня, больше опасений вызывали те, кто приподнялся и внимательно, странными бегающими глазами изучал меня. Казалось, что этих глаз были сотни, и я чувствовал себя маленьким беззащитным человеком в глухом лесу, где за каждым пнём и еловой веткой затаился бездушный хищник. Санитар прошёл за мной, указал на свободную койку, и исчез, закрыв дверь. Я лёг, стараясь не произносить ни звука. Скрестив руки на груди, я закрыл глаза и хотел стать мышью в этом непонятном мне мире, незаметной и серой. Может быть, благодаря этому моё появление быстро забудется, и я быстро стану частью его маленького мира. Я боялся поднять веки – думал, что десятки людей с бритыми головами в одинаковых, как у меня, одеждах, обступили мою кровать, смотрят, тянут руки с дрожащими пальцами. Они кривят рты, хотят потрогать мои волосы, губы, глаза и рот. Одиночная камера в тюрьме «серого дома» вспоминалась теперь, как родной, навеки недоступный дом.

Я нашёл силы, собрался с духом и посмотрел. Никто, казалось, не обращал на меня внимания, и я подумал, что легко погрузился в эту тьму, упал камешком на дно колодца, лишь на миг встревожив его мёртвую тишину. Люди вокруг лежали, тихо постанывая или храпя, и лишь один из них, напротив, дрожал, словно его лихорадило, а потом вскочил, долго искал что-то под подушкой, подошёл к стене, которая в лунном свете казалась жёлтой, как топлёное молоко, и стал судорожно рисовать. Стена оставалась такой же чистой и пустой, как и была.

– Эй, не спишь? – окликнул кто-то слева, и я вздрогнул. Это был парень, может, чуть старше меня. Он повернулся ко мне на бок, положив руки под голову, и улыбался приветливо. – Тебя как звать-то?

– Николай, – не сразу ответил я, глядя на безумные взмахи руки человека напротив.

– А меня Яков, просто Яша. Не бойся, я здоровый. Просто страдаю от внешнего мира, грубости его устройства, от этого не раз пытался свести счёты с жизнью, ведь имею же на это право. Имею, как думаешь?

– Думаю, имеешь, – ответил я, не зная, о чём говорю.

– Вот и я так думаю, а они считают, что моё место здесь, хотя я ещё раз говорю, что здоров. Разве это болезнь? Что за жизнь, когда мне, художнику, не дают права выбора, как распорядиться собой? Я всё давно понял, и захотел спокойно уйти, раз мир так крив и уродлив. Ну а ты как попал?

Я не хотел отвечать, хотя этот Яша с глазами навыкат располагал к себе.

– Не хочешь, не надо, – произнес он. – В другой раз тогда расскажешь, времени у нас с тобой для этого будет много.

– А что это с ним? – спросил я, указывая на человека, который не останавливался, с ещё большим остервенением пытаясь что-то нарисовать.

– А, этот. Ничего особенного, не бойся. Здесь вообще никого не нужно бояться, опасных содержат отдельно, – его слова должны были успокоить, но на меня пока не действовали. – Просто привыкни к нему, и всё. Это Матвеич, его все так называют. Он шизофреник. Каждую ночь вот так пытается довести до высших сил, или каких-то иных, видимых ему одному сущностей, тайные мысли и знаки. Он, несчастный, всегда рисует на стене невидимым карандашом только ночью – считает, что мы можем украсть у него из головы идеи. Бедный Матвеич, думаю, он один из самых несчастных тут.

– У меня тоже… шизофрения, – не сразу сказал я.

– Да ну… неужели?

– Это не я придумал, и то, что я здесь – большая ошибка, несправедливость.

– А кто здесь не по ошибке? Все так считают, даже вон Павлик, который храпит в дальнем углу. Он самый мирный, может целыми днями сидеть и рассматривать ладонь, или кружиться на месте, или бог весть ещё что непонятное вытворять. Но с санитарами иногда говорит, и не признаёт, что чем-то болен, – Яша говорил быстро, и моё расположение к нему вовсе не крепло. Он старался шутить, быть беспечным, может, и правда хотел мне помочь свыкнуться здесь. Но я не мог и не хотел этого, потому и воспринимал его, как часть этого больного, чуждого мне мира.

– Я знаю, что скоро отсюда выйду, доказав, что здоров, – сказал я то ли ему, то ли дерзко заявив это судьбе.

И он посмеялся. А мне хотелось плакать, как ребёнку, которого оторвали от матери, положив в тёмное и холодное место. Я и правда не мог знать, что будет дальше, и от этого страх только нарастал. Яша ещё что-то говорил, и я старался не слушать. Безумец рисовал, иногда ухая и каркая, и под эти звуки я проваливался в затяжной, лишённый картин сон, однотонный и больной. Не сразу, но я увидел нашу квартиру на Плехановской, отца и мать, комнату и чёрный баян, похожие на жемчужины ряды его кнопок. Видел себя со стороны, глупого и беззаботного, каким уже не буду никогда. И потому я жалел того хрупкого мальчика, которого больше нет. Но, видя утраченный мир, я был спокоен и счастлив, будто ничего не происходило. Кошмар пройдёт, и я вновь стану этим мальчиком, проснусь в своей комнате и уйду утром в редакцию. Ничего не было – в том числе и Эрдмана с его теорией, моих поступков, погубивших и его, и других людей. И будут дни, тихие, летние, спокойные, в воскресенье придут гости, и я, как всегда, сыграю что-нибудь для дяди Жени, он споёт о гражданской вой_не, где участвовал, но никогда не рассказывал подробностей. В этом мире, куда я вернусь, он всё такой же близкий, проверенный друг отца.

И я спал, а кто-то из бол_ьных, может быть, в ту минуту склонился и смеялся над самым ухом.

...
Часть 1.1

Часть 1.2

Часть 1.3

Часть 1.4

Часть 1.5

Часть 1.6

Часть 1.7

Часть 1.8

Часть 1.9

Часть 1.10

Часть 1.11

Часть 1.12

Часть 1.13

Часть 1.14

Часть 1.15

Часть 2.1

Часть 2.2

Части 2.3 и 2.4

Часть 2.5

Часть 2.6

Часть 2.7 и 2.8

Часть 2.9 и 2.10

Часть 2.11

Часть 2.12

Часть 2.13
...

Автор: Сергей Доровских. Все произведения автора ЗДЕСЬ

https://proza.ru/avtor/serdorovskikh

Почта Н. Лакутина для рассказов и пр. вопросов: Lakutin200@mail.ru

Наши каналы на Дзене:
От Сердца и Души. Онлайн театр https://dzen.ru/theatre
Николай Лакутин и компания https://dzen.ru/lakutin

Тёплые комментарии, лайки и подписки приветствуются, даже очень!!!