Найти тему
Седые хроники времён

«К-7» опередил своё время: Советский летающий гигант 30-х годов весом более 40 тонн и размахом крыла 50 метров

Оглавление

Термин «летающая крепость» обычно относят к американскому бомбардировщику «Boeing B-29 Superfortress». Но такой бомбардировщик – результат инженерных изысканий нового времени, в котором применены все современные технологи и материалы. Мало кто знает, что на заре советской авиастроительной индустрии, известный инженерный гений, Константин Алексеевич Калинин, смог разработать свою «летающую крепость» К-7 – самолёт, чей размах крыльев превышал 50 метров.

«К-7»
«К-7»

Небывалый центроплан

Общепринятый термин «размах крыльев» не совсем применим к самолёту, основная идея конструкции которого – одно общее крыло. В этом «общем крыле» (которое и составляло суть центроплана) могло вместиться до 128 пассажиров и членов экипажа, а 7 моторов могли унести пассажиров на колоссальное расстояние – 5 тысяч километров!

Рассматривалось и военное применение К-7, в результате чего центроплан мог оснащаться до 8-ми крупнокалиберных пушек, 8-ю крупнокалиберными пулемётами и нести свыше 6 тонн бомбовой нагрузки. Более того, в том случае, если требовалось перевезти грузы на большие расстояния, то конфигурация грузового и (одновременно) бомбометательного отсека, позволяла взять на борт любую бронетехнику того времени.

-2

Особенности конструкции

Размеры и возможности гиганта поражали:

  • длина крыла 53 метра;
  • общая площадь крыла – 452 м2;
  • высота (только крыла) – 2 метра 33 сантиметра;
  • цистерны с топливом пристыковывались в зависимости от выполняемых задач;
  • всего самолёт мог перевозить до 14 полных цистерн горючего;
  • материал обшивки – дюралюминий;
  • рубка была немного вынесена за крыло вперёд, чтобы была лучшая обзорность местности;
  • каждый мотор обладал исполинской мощностью в 750 лошадиных сил;
  • электроусилитель руля;
  • общая масса – свыше 40 тонн.
-3

Принцип строительства «всё в одном крыле» позволял бортмеханикам обслуживать двигатели непосредственно во время полёта. Это кратно повышало выживаемость моноплана, так как конструкция биплана (самолёта с двумя крыльями) при повреждениях двигателей, оставляет только один вариант спасения – немедленную посадку.

Иллюминаторы не использовались в том виде, к которому мы привыкли ныне. Вместо обычных маленьких окошечек, пассажиры могли смотреть на мир через огромные панорамные окна, «врезанные» в одно общее крыло.

В военном исполнении, крайние пулемёты были столь далеко от центральной части аппарата, что для доставки стрелков на позиции была предусмотрена специальная электрическая тележка.

Свёртывание работ над самолётом

Известно, что Константин Алексеевич смог построить только одного такого лётного гиганта, который прошёл все испытания. Самолёт предыдущей конструкции потерпел крушение 21 ноября 1933 года, из-за неконтролируемого состояния – флаттера, при достижении определённой скорости.

15 из 20 лётчиков, находящихся на борту, погибли.

-4

Причины отказа от проекта просты – рост технологий и быстро развивающаяся авиационная отрасль быстро показала, что по соотношению полезности/сложности изготовления К-7 абсолютно бесперспективен. Например, потому что в ту пору, не могли решить важную техническую проблему: когда К-7 достигал крейсерской скорости, он, в прямом смысле слова, становился неуправляемым, пока сложное торможение не доводило скорость до нужной величины.

Работы над проектом свернули в 1935 году. Однако такой центроплан, как К-7 всё же вошёл в историю, как один из самых больших воздушных судов, выстроенных человечеством. Да, сейчас есть самолёты, во много раз превышающие по размерам допотопный К-7.

Но как минимум некорректно сравнивать летательные аппараты начала XX века и начала XXI века. Между технологиями – почти столетие. Именно поэтому К-7 – это величавый результат инженерно-технического прогресса Советского Союза в 30-е годы прошлого века, о котором полезно будет хотя бы знать образованному человеку.

А Вы как считаете, Дорогие читатели? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк 👍
Подписывайтесь на канал 👇