Свекры, они такие, скажут или подумают многие. Но, согласитесь, мало кто сможет предъявить обвинение в таком же пикантном любопытстве - слишком уж необычно. Однако, было.
Император Александр II дико смущал свою молодую невестку, которая не смела сказать прямо, что наблюдение за тем, как она мучается, пытаясь разродиться царственным младенцем, никоим образом не способствует благополучному финалу священнодействия природы. Приходилось терпеть его присутствие, чтобы не настроить против себя.
Став Марией Федоровной, приняв православие накануне венчания, она никак не могла избавиться от чувства вины за то, что с долгожданным первенцем вышла осечка.
Мини еще не пришла в себя после первой брачной ночи, как уже ловила на себе внимательные взгляды на предмет увеличения в объеме талии, понятно почему – нужен наследник!
Мужа подобные вещи заботили в меньшей степени, нежели удовольствие от самого процесса. В своем дневнике, который Александр вел по тогдашней моде, о близости с молодой женой, в которую был влюблен, высказался откровенно и деликатно в то же время:
«Сердце просто хотело выскочить… Здесь дальше я не буду распространяться».
Разделить эмоции с мужем в полной мере Мини мешал ее долг – надо, надо забеременеть! Тут уж не до наслаждения и с облегчением вздохнула, когда организм просигналил – есть! А дальше полное разочарование. О том, почему с первой беременностью ничего не вышло, есть много версий: от ложной беременности до падения с лошади.
Цесаревну успокаивали, а больше всех муж, который к супружескому долгу отнесся с утроенным вниманием и энергией. Мини, организм которой едва оправился от стресса, чувствовала себя не любимой женщиной, а механизмом, который почему-то дал сбой. А что если все повторится?
Она со смущением перечитывала письмо своей матери, которое ей вручили перед первой брачной ночью.
«Скоро наступят самые важные часы в твоей жизни! …Тебе предстоят трудные мгновения, и ты сочтёшь их скверными, но потом, что все это представляется непостижимым, нам следует воспринимать это как долг, возложенный на нас Господом, которому мы все покорны, предписывающим каждой из нас отдаться на волю своего мужа во всём и не противиться даже самым невероятным вещам, но внушать самой себе, что такова воля Господа. Ты испытаешь и телесные муки, но, моя Минни, мы все прошли через это, а я просила …. Господь да не оставит тебя! Ты начинаешь новую жизнь! Доброй ночи! Самые горячие молитвы за тебя возносит твоя мама». (из книги «Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба», 2008 г.).
Мини вздохнула – если бы только это, на деле все оказалось намного хуже. Но, как внушала мать, это ее долг, раз уж она «села в эти сани» - русские поговорки всегда поражали ее своей точностью и мудростью.
Одержимость, с какой оба супруга одаривали друг друга ласками, вскоре увенчалась успехом – Мини снова была беременна и все протекало на этот раз, как надо, как у всех.
Все бы хорошо, но радостное ожидание важного события подпортило осознание, что отныне за ней будет приглядывать не кто-нибудь, а сам свёкр - он так сказал.
Александр II не мог упрекнуть сына, что тот плохо старался. Не задалось у невестки! Раз так, он лично проследит, чтобы на этот раз никаких выкидышей и прочих фокусов капризного женского организма.
Всю беременность Марии Федоровны он не спускал с нее глаз. Сын отнесся к этому с пониманием – отец волнуется, главное, что спальня для его бдительного ока была недостижима и это, разумеется, не обсуждалось. Недовольство жены видел, но предпочитал не усугублять конфликт, улаживая его признаки либо в постели, либо существенным и дорогим подарком. Единственное, чем он не мог порадовать жену, так это танцами, которые она обожала - сначала младенец, танцы потом.
Едва прозвучало известие о том, что у цесаревны схватки, венценосный свёкр уже был тут, как тут.
На этот раз все прошло благополучно. Ребенок родился и Мини чувствовала себя хорошо. Одно «но» - в дополнение к физическим страданиям, ей пришлось пережить адское смущение от того, что возле ее постели все время находился император.
8/20 мая 1868 года цесаревич Александр написал в письме тестю:
«Дорогие родители, порадуйтесь вместе с нами нашему великому счастью, ниспосланному добрым Господом, подарившим нам дорогого маленького сыночка, составляющего всю нашу радость…» И приписочка на случай, если жена будет откровенна:
«… Минни ужасно боялась из-за присутствия при родах моего отца, но потом она была рада этому, поскольку он весьма помог ей».
Вот даже как! Не смея пожаловаться открыто на назойливое внимание свёкра, Мини изливала душу в письмах к матери, королеве Луизе, жаловалась, что присутствие свёкра ничуть не помогало ей, а наоборот - «жутко смущало меня».
После этого все, а больше всех сам Император, решили, что он и есть та самая гарантия благополучного исхода родов – ему не посмела отказать даже мать-природа. О том, что думала на этот счет невестка, никого не беспокоило. Мини пришлось пережить все то же самое еще несколько раз. Она искренне надеялась, что свёкру надоест повторяющееся зрелище, в котором она не видела ничего привлекательного. Роды представлялись ей грязным делом, да еще дурно пахнущим.
- "Неужели ему не противно?" - задавалась она вопросом. Ответ напрашивался сам собой – раз приходит, значит нет.
В 1878 году на пятый раз Мини взбунтовалась и решила во что бы то ни стало обойтись без этого ужасного контроля. Накануне села за письмо матери, которое намеревалась отправить после родов:
«Наступает время обеда, он придёт, и ведь мы ему ничего не сказали, а боли продолжаются и учащаются. Только бы я смогла продержаться, пока он будет здесь – я в сущности просто в отчаянии из-за того, что он придёт».
Свёкр, зная о том, что цесаревна вот-вот родит (отслеживал сроки, консультировался с ее акушерами), известил о своем прибытии.
Мини, чтобы не взорваться от возмущения, сделала приписку к письму:
«Наступает время обеда, он придёт, и ведь мы ему ничего не сказали, а боли продолжаются и учащаются. Только бы я смогла продержаться, пока он будет здесь – я в сущности просто в отчаянии из-за того, что он придёт».
Мини старательно изображала радость от приезда свёкра, мол, «за ней будет присмотр в ответственный момент», села за обеденный стол и некоторое время принимала участие в неторопливой беседе. Потом коснулась лба рукой.
Бдительный свёкр отреагировал немедленно:
- Что, началось?
- Нет, - ответила Мини. - еще рано, голова заболела, пойду прилягу на всякий случай. Вы здесь, и я уже спокойна, - Мини улыбнулась и добавила: - Можете быть спокойны, без вас ничего важного не произойдет, - чем окончательно успокоила императора.
Имея опыт предыдущих родов, Александр II уже знал, что пройдет несколько часов, прежде чем будет на что смотреть, откланялся, приказав:
- Чуть-что, немедленно известите!
Мини сделала аккуратный книксен и медленно, очень медленно направилась к выходу из столовой. Император к счастью не заметил, что по ее щеке одна за другой сбегали капельки пота. Схватки… не такие интенсивные, но каждый шаг уже давался ей с трудом.
Сделав знак рукой своей прислуге, которая была осведомлена о том, что задумала хозяйка, взяв всю ответственность на себя, Мини прикрыла за собой дверь. Ее тут же подхватили на руки и отнесли в ее покои. Оказавшись в своей комнате, она успокоилась – возможно, ее хитрость удалась.
В незаконченном письме матери появилось еще несколько строк:
«Обед завершился. Слава Богу, все разъехались, но меня за столом не было — сослалась на мигрень. Все, больше не могу! Прощай, мама, только бы ты была сейчас здесь!»
Теперь, кажется, всё. Мини еще некоторое время прислушивалась к себе и к тому, что делалось за дверями и отдалась на волю судьбы только после того, как ей сообщили:
- Уехали-с!
Через час с небольшим по дворцу разнесся плачь младенца. Получилось! Присутствия императора не понадобилось, справилась сама.
Волнения по поводу возможной обструкции со стороны обманутого свёкра улеглись после того, как ей сказали, что родился мальчик. Еще один наследник не помешает.
Шестые роды в 1881 году прошли без подобных приготовлений. Свёкр к тому времени почил, приняв смерть от разорвавшейся бомбы террористов...
Мария Федоровна со своим мужем, императором Александром III. Сбылось! Она императрица. ради такого стоило потерпеть.
FIN
В основе рассказа материалы из открытых источников, а также книга «Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба», 2008 г.
Еще один рассказ с теми же героями:
Автор рекомендует:
источник первого фото https://i.pinimg.com/736x/fc/08/65/fc0865dccd5404e8376130eb09828ff4.jpg
источник последнего фото