Обыденное представление о карме ограничивается знанием о хорошей и плохой карме. Сделал что-то плохое – получил плохой результат, сделал хорошее – получил хороший результат.
Согласно учению Будды существует 12 видов кармы. То есть все далеко не так просто, но очень интересно, поэтому предлагаю немного углубиться в этом направлении.
Закон кармы - это естественный закон природы, согласно которому результат кармы подобен самой карме, точно так же, как из семени фрукта прорастает дерево, плодоносящее тем же фруктом.
Будда говорил, что в состоянии активности ума за время, равное одному щелчку пальцами, возникает и исчезает множество миллиардов сознаний. Они последовательно появляются в виде умственных процессов, состоящих из семи импульсных сознаний, каждое из которых связано с намерением. И именно намерение и формирует карму.
То, что мы называем кармой, является намерением семи импульсных сознаний, относящихся к неблагому или благому умственному процессу. Слово карма означает поступок или действие, но, согласно Учению Будды, под кармой понимается только намеренное действие.
1. В зависимости от времени действия, то есть от того, когда карма созревает, чтобы принести плоды существует 4 вида кармы:
1.1. Карма, созревающая в текущей жизни.
Это неблагое или благое намерение первого из семи импульсов. Любая карма может принести плоды, созревающие в текущей жизни. Приятное, неприятное или нейтральное чувство, возникающее до, в течение или после определённой кармы, может быть результатом кармы, созревающей в текущей жизни. Например, это может быть ощущение счастья, вызванное дарением, обучением нравственности или медитацией и т. д.
В конце этой жизни все кармы, подлежащие созреванию в текущей жизни, которым не удалось дать результат, становятся никогда не созревающими кармами.
1.2. Карма, созревающая в следующей жизни.
Это неблагое или благое намерение седьмого из семи импульсов. Оно называется импульсом, достигшим цели, так как, будучи последним в ряду из семи одинаковых импульсов, он доводит действие до конца. Этот импульс осуществляет намерение нарушить или соблюсти правила нравственного поведения, сделать пожертвования, медитировать и т. д. Повторение предыдущих шести импульсов укрепляет этот седьмой импульс, так что карма обретает достаточно сил для того, чтобы стать кармой, созревающей в следующей жизни, которая принесёт плоды.
Есть неизбежные кармы, результатом которых будет неминуемое перерождение в аду в следующей жизни. Лишь один из триллионов седьмых импульсов формирует это. А остальные могут усиливать страдания в аду, продлевать их.
Пока карма, подлежащая созреванию в следующей жизни, не принесёт плоды, её потенциальная возможность может дать результат в любое время.
С достижением Пути вступления в поток и однажды возвращения все кармы, созревающие в следующей жизни, теряют свою способность сформировать перерождение в нижних мирах. А с достижением Пути невозвращения все кармы, созревающие в следующей жизни, теряют свою способность принести плоды в мире чувств. С достижением Пути Араханта следующей жизни не будет, поскольку в конце той жизни при Париниббане (санскрит: паринирвана) абсолютно все кармы, созревающие в следующей жизни, теряют всякую силу.
В конце следующей жизни все кармы из прошлой жизни, подлежащие созреванию в следующей жизни, которым не удалось дать результат, становятся никогда не созревающими кармами.
1.3. Карма, созревающая в одной из будущих жизней.
Это неблагое или благое намерение пяти центральных импульсов, находящихся между первым и седьмым. Их также множество триллионов. Если в одной из будущих жизней после следующей для одного такого импульса складываются подходящие условия, то он даст свой результат. Каждый из них может создать результат.
С достижением Пути вступления в поток и однажды возвращения все кармы, созревающие в одной из будущих жизней, теряют свою способность сформировать перерождение в нижних мирах. А с достижением Пути невозвращения все кармы, созревающие в одной из будущих жизней, теряют свою способность принести плоды в мире чувств. С достижением Пути Араханта следующей жизни не будет, поскольку в конце той жизни при Париниббане, абсолютно все кармы, созревающие в одной из будущих жизней, теряют всякую силу.
Пока карма, подлежащая созреванию в одной из будущих жизней, не принесёт свои плоды, её потенциал может дать результат в любое время в любой будущей жизни после следующей. Каким бы долгим ни было блуждание из одной жизни в другую, эта карма теряет силу только в момент Париниббаны.
1.4. Никогда не созревающая карма.
Она не является каким-то особенным видом кармы, это просто та карма, для которой не сложились благоприятные условия, чтобы принести плоды. Она прекратила своё действие.
Для тех, кто ещё не стал Арахантом, это не что иное, как карма, совершённая и подлежащая созреванию в текущей жизни, а также карма, совершённая в прошлой жизни и подлежащая созреванию в следующей жизни, для которой в момент смерти так и не возникли подходящие условия для создания результата (то есть 1.1. и 1.2.) В момент Париниббаны Араханта никогда не созревающая карма включает в себя все три (1.1., 1.2., 1.3.) вышеперечисленных вида кармы. В этом случае все бесчисленные неблагие и благие кармы, совершённые им в бесконечном прошлом, которые могли бы созреть в следующей жизни или в любое время позднее, все до единой, становятся никогда не созревающими кармами.
Таким образом, хотя мы и совершаем бесчисленное количество благих и неблагих карм за несметное число жизней, не все из них будут иметь результат, принесут плоды.
2. В зависимости от приоритета действия, то есть от того, какая карма созреет первой, чтобы принести плоды существует также 4 вида кармы:
2.1. Весомая карма.
Весомая карма созревает в первую очередь. В случае ее отсутствия созревает привычная или предсмертная карма в зависимости от того, какая из них бывает более сильной в момент наступления смерти. Если нет ни одной из этих двух, тогда созревает любая другая карма, совершенная в той же самой или предыдущей жизни.
Невозможно избежать результата весомой кармы. Есть шесть видов неблагой весомой кармы, или неизбежной, так как ее результатом в обязательном порядке станет перерождение в аду, и никакой другой вид кармы не в состоянии ей помешать. Это убийство матери, убийство отца, убийство Арханта, злоумышленное пролитие крови Будды, создание раскола в Сангхе, и приверженность к устойчивому неправильному воззрению, то есть в предсмертный момент иметь ошибочное убеждение, отрицающее действие кармы.
Есть три воззрения, отрицающие действие кармы: воззрение о недейственности (отрицает действие неблагой и благой кармы), воззрение о беспричинности (отрицает существование причины у кармических последствий) и воззрение о несуществовании (отрицает наличие кармического последствия у любой причины). Эти устойчивые неправильные воззрения способны привести к перерождению в аду, но только если придерживаться ошибочного взгляда до самой смерти, вплоть до последнего умственного процесса, который предшествует возникновению сознания смерти.
Благая весомая карма (возвышенная) дает в следующей жизни (только в следующей, но не может быть в одной из будущих) перерождение в мире Брахм, либо в качестве Брахмы в тонкоматериальном мире, либо в виде существа в нематериальном мире. Это восемь уровней сосредоточения, которые необходимо сохранить в силе до момента наступления смерти: четыре джханы тонкоматериальной сферы и четыре джханы нематериальной сферы. Речь идет об уровне практики медитации саматхи и медитации випассана (прозрения).
2.2. Привычная карма.
Это благая или неблагая карма совершаемая по привычке, часто или постоянно. Из нескольких привычных созревает первой наиболее часто совершаемая.
2.3. Предсмертная карма.
Это непривычная карма, которая в момент смерти всплывает в памяти. Она не в силах перевесить привычную карму, однако если в предсмертный момент умирающий очень живо представляет себе непривычную карму, то действие отчетливого воспоминания может придать этой карме достаточно силы, чтобы превозмочь привычную.
Например, человек ежедневно совершал благие действия на протяжении многих лет, но в момент смерти не смог контролировать свой ум, и в его памяти всплыла непривычная неблагая карма, которую он совершал, и результатом стало перерождение в аду. То есть состояние сознание, мысли очень важны в предсмертный момент, а контролировать ум в момент смерти очень сложно.
2.4. Совершенная карма.
Это карма любой из 20 путей кармы . 10 неблагих путей кармы : убивать, воровать, прелюбодействовать (телесная), лгать, клеветать, грубить, болтать (речевая), быть алчным, питать вражду, иметь неправильные воззрения, отрицающие действия кармы, перерождения, другие сферы существования (умственная). И 10 благих путей – соответственно наоборот.
Это карма, совершенная в этой или предыдущей жизни или в бесконечном прошлом. Она станет причиной перерождения, если предыдущие три (2.1., 2.2.,2.3.) либо не существуют, либо им не удалось принести плоды. Совершённая неблагая карма приводит к перерождению в мире животных, мире духов или в аду, а совершённая благая карма становится причиной перерождения в мире людей или божественном мире.
3. В зависимости от типа действия, то есть от того, какую функцию выполняет карма, есть также 4 вида кармы:
3.1. Репродуктивная карма.
Она ведет к перерождению. Благая или неблагая карма совершается при наличии многих факторов, включая неблагое или благое намерение совершить карму. Оно называется окончательным намерением. А до и после него – предыдущее и последующее намерение. Только окончательное намерение функционирует как репродуктивная карма.
3.2. Усиливающая карма.
Она не приносит плоды, а укрепляет результат репродуктивной кармы, то есть усиливает качество результата или продлевает его действие. Неблагая карма усиливает неблагую. Благая - соответственно благую.
3.3. Противодействующая карма.
Она может помешать, сорвать, разрушить результаты действия другой кармы, но сама не создает результат. Неблагая противодействующая карма обрывает действие благой и соответственно наоборот. Например, если благая карма срабатывает как репродуктивная, чтобы создать перерождение человеком, то неблагая противодействующая может стать причиной врожденных заболеваний.
3.4. Препятствующая карма
Она препятствует действию более слабой кармы. Может не давать результат сама, при этом позволяя или не позволяя другой карме давать результат, или давать результат сама.
Про нее говорится, что она подобно силе, останавливающую летящую стрелу и заставляющую ее упасть. Например благая репродуктивная карма может создать перерождение божеством. Но неожиданно созревает некая неблагая препятствующая карма, которая приводит к смерти божества и его перерождению в мире животных, в мире духов или в аду.
Итого 12 видов.
А теперь немного про условия созревания кармы. У нас есть карма, хорошая и плохая, мы владельцы своей кармы. Но вот ее созревание зависит от условий. Это достижения и неудачи.
Достижения лишают возможности принести плоды и дают возможность хорошей карме дать результат. А неудача наоборот делает хорошую карму неспособной создать результат и предоставляет возможность плохой карме принести плоды.
Существует четыре вида достижений:
1. Достижение в сфере существования - это перерождение в счастливом мире: в божественном мире или в мире людей.
2. Достижение в облике - это привлекательное, хорошо сложенное, здоровое физическое тело и приятная внешность.
3. Достижение во времени - это перерождение в тот период времени, когда власть находится в руках хорошего правительства, а вокруг - хорошие люди.
4. Достижение в средствах - это правильные средства, также называемые Буддой кармическими достижениями, которые подразделяются на телесные, речевые и умственные : не убивать, (а быть добрым и сострадательным), не воровать, не прелюбодействовать, не употреблять спиртные напитки и другие одурманивающие вещества, не лгать, не клеветать, говорить вежливо, не болтать, не быть алчным, не питать вражды и иметь Правильные воззрения.
И соответственно четыре вида неудач:
1. Неудача в сфере существования - это перерождение в одном из нижних миров: в аду, мире животных, в мире голодных или злых духов.
2. Неудача в облике - это непривлекательное, неправильно сформированное, ослабленное физическое тело и неприятная внешность.
3. Неудача во времени - это перерождение в плохое время, когда власть находится в руках плохого правительства, а вокруг - порочные люди.
4. Неудача в средствах - это неправильные средства, также называемые Буддой кармическими ошибками и неудачами, которые подразделяются на телесные, речевые и умственные: убивать, воровать, прелюбодействовать, употреблять спиртные напитки и другие одурманивающие вещества, лгать, клеветать, грубить, болтать, быть алчным, питать вражду и иметь неправильные воззрения.
Чья-то благая карма может сработать как репродуктивная, чтобы создать перерождение в счастливом мире: в мире людей или божественных мирах. В этом заключается достижение в сфере существования. На основании этого достижения некоторые неблагие кармы лишаются возможности принести свои плоды. Но всего лишь из-за одной неблагой кармы кто-то может переродиться в несчастливом мире: в аду, мире животных или мире духов. Это называется неудачей в сфере существования. Из-за этой неудачи неблагие кармы одна за другой получают возможность создать результат.
В течение жизни три вида достижений или неудач никак от нас не зависят, а именно: достижение или неудача в сфере существования, в облике и во времени. В рамках одной жизни только лишь достижение в средствах находится в нашей власти. Поэтому нам нужно придерживаясь десяти благих путей кармы и накапливать заслуги путем дарения, нравственности и медитации (саматхи и випассаны).
Итак, тема очень глубокая, и я обязательно продолжу ее раскрывать. А пока, совершенно точно ясно вот что – нужно медитировать, обязательно))))
Карма. Виды кармы согласно учению Будды.
8 сентября 20238 сен 2023
735
11 мин
3