Найти в Дзене
ТРАКТОРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ОТ «САМОХОДА» ДО КАРЛИКА: РУССКИЕ ТРАКТОРЫ

Что это вы все только про иностранщину одну и пишете? Неужели не было в России достойных талантов на ниве тракторостроения? Почему же, были! И о них сегодня наш рассказ.

Основоположником тракторостроения в нашей стране по праву можно назвать крестьянина из Саратовской губернии Федора Блинова. Прежде чем стать конструктором, Блинов, крепостной крестьянин князей Уваровых, успел поработать и бурлаком, и кочегаром на пароходе.

В 1879 году механик-самоучка создает «Вагон с бесконечными рельсами для перемещения грузов по шоссейным и проселочным дорогам» и получает «привилегию» или, говоря современным языком, патент на свое изобретение. Перемещался этот «вагон» посредством конной тяги.

При упоминании термина «бесконечные рельсы» у нас, конечно, сразу же возникает ассоциация с железнодорожными рельсами и можно подумать, что Блинов создал какую-то конструкцию, похожую на обыкновенную конку. Но нет, его изобретение ничего общего с конкой не имело, а представляло собой воз с гусеничным движителем. Траки представляли собой отдельные металлические полосы, гибко соединенные друг с другом.

гусеничный вагон Блинова с "бесконечными рельсами" на конной тяге
гусеничный вагон Блинова с "бесконечными рельсами" на конной тяге

В 1881 году Блинов начинает конструировать первый в России паровой гусеничный трактор, названный им «Самоходом». Был ли создан и испытан этот агрегат в железе ‒ доподлинно неизвестно. Облик машины известен только по рассказам ученика Блинова ‒ Якова Мамина.

Яков Мамин
Яков Мамин

Мамин также внес весомый вклад в дело развития российского тракторостроения. Будучи несомненным талантом, в 1893 году он первым в мире создает бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, названный «Русским дизелем». Его силовая установка работала на нефти. У данного мотора имелась дополнительная камера для зажигания. Система зажигания состояла из теплового аккумулятора, в качестве которого выступал вставной медный запальник.

Для запуска двигателя, запальник накаливали, чаще всего факелом, пропитанным нефтью. После того как прокручивался мотор, он уже работал за счет самовоспламенения.

В 1896 году Мамин открыл собственную мастерскую. Младший брат Якова Мамина ‒ Иван, учившийся в Саратове на инженера, иногда помогал старшему брату, затем предложил на паях открыть в 1899 году чугунолитейный механический завод и приступить к серийному выпуску двигателей внутреннего сгорания под маркой «Русский дизель».

«Русский дизель»
«Русский дизель»

В 1908 году Мамин сумел наладить серийное производство своих силовых установок, они неоднократно демонстрировались в Российской Империи и за границей, причем отмечались золотыми и серебряными медалями международных выставок.

В 1909 году Яков Мамин впервые увидел трактор английской фирмы Ruston, купленный одним саратовским помещиком, после чего загорелся идеей создать собственную машину с мотором, работающим на нефти.

В 1911 году один из своих двигателей, мощностью 20 л.с., Мамин сумел приспособить к раме от американского колесного трактора Case. На этом образце Мамин сумел изучить влияние веса и его распределения по осям на тяговые характеристики машины. Опыт более чем удался. В том же году изобретатель изготовил нового железного коня, дав ему название «Русский трактор-2». После доработки, ему удалось создать машину с двигателем мощностью в 44 л.с.

«Русский трактор-2»
«Русский трактор-2»

Тракторы Мамина, созданные в 1912-1913 гг., были первыми в мире прототипами дизельных четырехтактных тракторов. За границей, в частности в США, такие машины появились лишь много лет спустя. Однако в серию запустить их Мамину не удалось по причине начала Первой мировой войны.

После революции 1917 года завод в Балаково (в Саратовской области), принадлежавший Якову Мамину и его брату, национализировали. И хотя, фактически Мамин, согласно постулатам новой идеологии, относился к классу «эксплуататоров», работники Мамина заступились за конструктора, который строил людям квартиры и никогда не обижал с зарплатой. Его выбрали техническим руководителем, и далее он вновь приступил к любимому делу.

В декабре 1917 года на завод пришли правительственные телеграммы с сообщением о том, что руководство страны интересуется вопросом изготовления тракторов в России. 23 марта 1918 года Мамин прибывает в Москву, где встречается с Владимиром Лениным, от которого получает предложение срочно разработать и запустить в серию отечественный трактор.

В том же 1918 году (в разгар Гражданской войны) Яков Васильевич строит опытный трактор «Богатырь» с нефтяным двигателем мощностью 5 л.с., а через год завершает работу над проектом трехколесного «Гнома» в 16 л.с.

трактор «Гном»
трактор «Гном»

«Гном» предназначался для небольших по площади хозяйств и мог агрегатироваться с трехлемешным плугом, вспахивая до 3 га в день. Также он мог тянуть две жнейки, скашивая хлеба с 6-8 га. «Гном» мог еще служить и стационарным приводом, приводя в действие посредством ременной передачи молотилки, мельницы или насосы. Но в серию запустить «Гном» в момент лихолетья Мамину не удалось.

В 1924 году Мамин создает еще один трактор ‒ «Карлик». Сконструированный по той же конструктивной схеме, что и «Гном», «Карлик» имел одноцилиндровый мотор высокого сжатия мощностью 12 л.с. Так как изготовить в отсутствии точных станков дифференциал, Мамин сделал у задних колес особые муфты, которые при повороте руля расцепляли с валом одно из задних колес.

трактор «Карлик»
трактор «Карлик»

«Карлик» имел только одну скорость вперед (при полном отсутствии заднего хода). Также у трактора не имелось шкива для отбора мощности, что ограничивало применение трактора лишь на пахотных работах. К сожалению (как и «Гном») «Карлик» тоже не пошел в серию: РСФСР вступала в пору коллективизации, и новые реалии требовали в агросекторе более мощные тракторы.

В 1938 году сам Мамин переезжает в Челябинск и поступает на работу в конструкторское бюро Челябинского тракторного завода, затем продолжает свои научные разработки в области дизелестроения в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства.