Здорова, народ!
А вы задумывались когда нибудь о том, по какой причине прообразом техники, производившейся в Ирбитском и Киевском мотоциклетных заводах, послужил именно мотоцикл БМВ, а не Харлей-Дэвидсон, например?
На просторах сети можно найти несколько источников, содержащих сведения о том, как, когда и при каких обстоятельствах руководством страны было принято решение об организации производства мотоциклов с оппозитными двигателями. Однако ответа на обозначенный вопрос они не содержат. Давайте попробуем разобраться почему.
В книге "История отечественных мотоциклов 1899-1945 годы" (О.В.Курыхин, М., Наука, 2007) ученый рассказывает, что "... в начале 1940 года Главное бронетанковое управление обсудило проблемы снабжения мотоциклами Красной Армии. На заседание пригласили представителей мотоциклетных предприятий, среди которых были испытатели мотоциклов Б.В.Зефиров, С.И.Корзинкин и др., а также известный специалист И.И.Дюмулен..."
Собравшимся были продемонстрированы мотоциклы советского и иностранного производства и И.И.Дюмулен кратко охарактеризовал каждый из них. Его спросили: «На каких мотоциклах наступает германская армия?» Он указал на BMW R-71. «В таком случае, - заявил военный, с ромбами в петлицах и золотыми шевронами на рукавах, - нам нужен такой же».
Руководство страны решило срочно организовать серийное производство точной копии мотоцикла BMW R-71. Для воплощения замысла в СССР привезли пять экземпляров мотоцикла BMW R-71 и один комплект чертежей этой модели...
С доставленными в Москву мотоциклами BMW R-71 поступили следующим образом: три машины передали на ЗИС, две - на ММЗ, где одну – разобрали до деталей, а другую сохранили, как эталонную. Конструкторы … столкнулись с трудностями… ослабили требования к точности изготовления там, где это представлялось возможным. Не забывали и приказ руководства народного комиссариата среднего машиностроения «в точности повторить конструкцию германского мотоцикла»…
Проектирование нового мотоцикла завершили в ноябре 1940 года. В соответствии с приказом №90 по Главмотовелопрому от 30 ноября 1940 г. установили срок изготовления пяти экспериментальных образцов к 5 февраля 1941 г.
В конце марта 1941 г. изготовили три опытных М-72. К демонстрации новинки подготовили три мотоцикла: два – М-72 и их аналог - BMW R-71. Водитель-испытатель Б.В.Зефиров готовил М-72 к показательной поездке. Требовалось обеспечить уверенный запуск мотора. Холодным мартовским утром три мотоцикла в сопровождении автомобиля НКВД прибыли в Кремль через Боровицкие ворота и остановились около Царь-колокола. Из Кремлевского Дворца вышла группа генералов. Они внимательно осматривали мотоциклы и негромко беседовали, затем приказали завести один М-72 и несколько раз объехать Царь-колокол.
Б.В.Зефиров выполнил приказание и остановил машину у осколка колокола. «Ну что,-сказал один из генералов, - будем принимать?» Остальные согласились, стали положительно высказываться о новинке, и приказали отогнать мотоциклы на завод.
Так, буднично, приняли решение о запуске в серийное производство нового армейского мотоцикла М-72».
"Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы." (http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=38724).
«В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко: буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71».
«Мотомир Вячеслава Шаянова» (http://motos-of-war.ru/ru/motorcycles/imz-m-72/) повествует: «В 1939 г. в КБ Московского опытного завода «Искра» началась разработка советского тяжелого мотоцикла М-72. В качестве прототипа выбрали BMW R71. Первые полевые испытания М-72 произведены ГАБТУ КА уже зимой 1941 г. Через год в цехах бывшего пивоваренного завода (г. Ирбит) наладили серийное производство.
Конструкция М-72 содержала много технических новшеств — дуплексную раму, ножное переключение передач, пружинную подвеску заднего колеса, телескопическую переднюю вилку и карданную передачу. Советские инженеры адаптировали конструкцию прототипа и добились удешевления производства в несколько раз».
Так же мы узнаем, что лично «....министр иностранных дел СССР В.М.Молотов организовал секретную закупку пяти мотоциклов BMW-R71 в Швеции…», ибо их конструкция была «совершенством Золотого века мотостроения», а товарищ Сталин надоумил советских специалистов на выбор именно такого прототипа «боевого коня Красной армии» М72.
В книге А.Г.Попова "Мотоциклы Почетного эскорта." (М., 2019 г.) предлагается версия о том, что «...В начале 1940 года состоялось расширенное совещание, на котором присутствовали представители Наркомата обороны, Наркомата среднего машиностроения, представители Главного бронетанкового управления и Главмотовелопрома, а также руководители мотозаводов… В итоге, после долгой дискуссии, было решено скопировать хорошо зарекомендовавший себя зарубежный образец. Летом 1940 года под Москвой были проведены государственные межведомственные испытания мотоциклов. В них участвовали два десятка мотоциклов как советского, так и зарубежного производства. По результатам испытаний выбор пал на немецкий BMW R-71. В октябре 1940 года, после непродолжительных переговоров, с немецкой фирмой был заключен договор на приобретение пяти экземпляров этих мотоциклов, поставка которых в СССР была осуществлена в конце декабря 1940 года.
Темпы освоения новой машины были поразительные: уже 1 мая 1941 года на Московском мотоциклетном заводе была готова первая установочная партия М-72 из трех мотоциклов....!».
***
В 1974 году на Киевский мотоциклетный завод устроился Антонюк Сергей Данилович, которым, в последствии, будет разработан двигатель, наиболее совершенный из всех, устанавливавшихся когда-либо на отечественные тяжелые мотоциклы.
Тогда же Сергей Данилович ознакомился со справкой об истории КМЗ, подготовленной под редакцией М.Шахмейстера. Данный труд показался Антонюку в большей степени, агитационным, нежели историческим материалом, поскольку ряд важных вопросов относительно конструкции мотоциклов, производившихся на КМЗ, он не содержал. Данное обстоятельство сподвигло Сергея Даниловича к написанию "Мемуаров конструктора КМЗ", в которых он попытался разобраться в исторических и технических вопросах создания и производства мотоциклов, выпускавшихся Киевским мотозаводом.
Рассмотрение обозначенного вопроса Сергей Данилович начинает с небольшого экскурса в историю.
По договоренности с Францией 17 августа 1914 Российская империя начала Первую мировую войну. За время боевых действий в России поменялась власть. Новое руководство нарушило соглашение между странами блока Антанта (Англия, Франция, США) и заключило сепаратный «Брестский мир», который зафиксировал поражение нашей страны и выход ее из войны.
16 апреля 1922 года между РСФСР и Веймарской республикой (Германией) был заключен договор о восстановлении между ними дипломатических отношений и урегулировании всех спорных вопросов. С этого времени
данные страны начали активно сотрудничать.
Правители-социалисты СССР нуждались в иностранных, в частности немецких технологиях, Третий Рейх (Германия) – в советском сырье и провианте, особенно актуальных из-за морской блокады Великобританией. Обе побежденные страны начали подготовку к новым мировым войнам с «разными» целями: NSDAP добивалась пересмотра Версальского договора и «природного права» господствовать над «неизбранным» сообществом, РСДРП мечтала осуществить мировую революцию для уничтожения капиталистического окружения страны.
Германия на своей территории не обучала военных пилотов, танкистов, артиллеристов, ибо Версальским договором такое было запрещено. Их тайно вышколивали в СССР.
Страна советов предоставляла немецким командирам все то, чего они не имели права иметь: танки, самолеты, тяжелую артиллерию, полигоны, стрельбища, учебные классы, а Германия создавала мотоциклы. В 1935 году стартовал выпуск модели BMW R12 - мотоцикла с прицепом и 2-х цилиндровым оппозитным мотором мощностью 18 л.с. (рабочим объемом 746 см3 и с одним карбюратором) В 1938 году начали выпускать мотоцикл с практически аналогичным по конструкции мотором (с 2-мя карбюраторами и мощностью 22 л.с.), но иной конструкцией ходовой части – модель BMW R71.
У гражданских немцев первая модель была популярнее, вторую модель фирма продавала армии Нидерландов. Модель BMW R12 с одним карбюратором фирма поставляла исключительно Вермахту, гражданский потребитель покупал эти мотоциклы, преимущественно в варианте с двумя карбюраторами.
Осенью 1939 года началась Вторая мировая война. Бездорожье Польши выявило неудовлетворительные эксплуатационные качества мотоциклов R12 и R71. Это вынудило немцев к созданию конструкций с передачей крутящего момента на колесо бокового прицепа, блокировкой дифференциала и пониженными передачами. Обе баварские фирмы такие мотоциклы разработали (модели Zundapp KS-750 и BMW R-75) и освоили их серийное производство. В 1940 году BMW перестала изготавливать модель R71, а модель R12 собирали до 1942 года (самая простая, дешевая и распространенная).
Немцы имели доступ на заводы СССР, которые выпускали военную технику. Советских инженеров за опытом, обучением, технологиями и образцами военной техники направляли в Германию на стажировку или в командировку. Одного из них, Н.Сердюкова, выпускника академии Военно-воздушных сил РККА, который в 1935-1940 годах «проходил практику» на фирме BMW, назначили руководителем всех работ по созданию и внедрению в серийное производство мотоцикла М-72.
Приказ Народного коммисара общего машиностроения №202с от 15 августа 1940 года обязал начальника Главмотовелопрома Власова до 20 августа организовать ЦКТБМ (Центральное конструкторско-технологическое бюро по мотоциклостроению), поручить руководство этим коллективом Н.П.Сердюкову и до 1 октября 1940 года изготовить комплект чертежей нового мотоцикла, взяв за основу BMW R71 (История отечественных мотоциклов 1899-1945, О.В.Курыхин М., 2007).
На основании изложенного С.Д.Антонюк делает следующие выводы.
Стране советов требовался достаточно мощный, и, одновременно, относительно простой и надежный мотоцикл для организации наступления рабоче-крестьянской красной армии.
Уровень технического развития страны Советов осилить ударные темпы разработки и производства нового мотоцикла не позволял.
Для производства указанной техники требовалась определенная производственная база. Поэтому переговоры в 1940 году с немецкой фирмой BMW, наверное, были, но не на приобретение пяти экземпляров мотоциклов R-71, а на поставку в СССР его производственной базы, которая для Вермахта была уже не нужна.
Мотоцикл М-72 – это не копия, а советская (российская) идентификация немецкого мотоцикла BMW R-71.