Долгожданное строительство метро в Московский аэропорт Внуково подходит к концу. Уже 22 августа 2023 г. по новому участку проехали первые поезда без пассажиров, а в сентябре планируется запустить регулярное движение. Внуково станет первым в России аэропортом с собственной станцией метро. От том, как всё начиналось и насколько сейчас линия метро готова к запуску, читайте в статье.
Солнцевская линия
1. Во Внуково придёт Солнцевская линия, которая появилась на схеме Московского метрополитена сравнительно недавно: в 2014 году. Её проектирование началось в 2010 году.
2. На карте есть и Калининская линия, соединяющая "Третьяковскую" и "Новокосино". Когда стали открывать Солнцевскую, были планы соединить "Деловой центр" и "Третьяковскую", тем самым создать единую Калининско-Солнцевскую линию под № 8.
3. К сожалению, строительство было отложено на неопределённый срок: был сделан упор на строительство Солнцевского радиуса и БКЛ. В итоге, Солнцевской линии был присвоен № 8А, а доехать до центра столицы без пересадки по ней нельзя.
4. В сети даже ходит шутка, что Солнцевская линия продлилась до Брянска, а Калининская до Нижнего Новгорода, но в центре всё ещё не соединена.
История открытия участков
I. 31 января 2014 г. открылось движение на участке "Деловой центр" - "Парк Победы". Обе станции глубокого заложения и по сей день являются единственными в своём роде на всей линии.
2. Подвижной состав - поезд "Русич" в трёхвагонном исполнении, который ходил в челночном режиме.
3. Челночный режим - это когда один и тот же поезд ходит туда-обратно без оборота на конечных станциях. В нашем случае поезд ходил по II пути. По этой причине интервалы были достаточно большими.
II. 28 декабря 2016 г. (спустя почти 3 года) был открыт I путь участка "Парк Победы" - "Деловой центр". Теперь челнок ходил по I пути, а подвижной состав был заменён на более вместительные 7-вагонные поезда "Ока".
2-й путь был временно закрыт для строительства оборотных тупиков и продления линии до "Раменок".
22 января 2017 г. работы на II пути были закончены.
III. 16 марта 2017 г. для пассажиров открылся новый участок Солнцевской линии "Парк Победы" - "Раменки". Тогда метро заработало в полноценном режиме.
Основные преимущества:
1. По Солнечной линии можно доехать до Москвы-Сити.
2. На Киевском направлении железной дороги ранее не существовало пересадок на метро (кроме "Киевской" на Киевском вокзале). Теперь появилась возможность пересесть на "Минской".
3. Станция "Ломоносовский проспект" стала ближайшей к МГУ.
Примечание: в 2017 году мэр Москвы Сергей Собянин принял решение продлевать Солнцевскую линию метро до аэропорта Внуково. На тот момент уже строился участок "Раменки" - "Рассказовка".
IV. С 24 февраля 2018 года была временно закрыта станция "Деловой центр" Солнечной линии в связи со строительством оборотных тупиков. Поезда перенаправили по соединительной ветви на ещё строящуюся тогда Большую Кольцевую линию (БКЛ). После "Парка Победы" поезда попадали на ст. Шелепиха и далее следовали до станции "Петровский парк" (сейчас БКЛ).
1. За объединением последовало обновление подвижного состава: линию заполнили 8-вагонные новые составы "Москва" вдобавок к 7-вагонным поездам "Ока".
2. Было организовано вилочное движение: большинство поездов ходило по маршруту Петровский парк - Раменки. После "Шелепихи" каждый 3-й поезд уходил на станцию "Деловой центр" БКЛ (см. схему выше). Интервал на общем участке составил 2,5 минуты, к "Деловому центру" - 7,5 минут, на участке "Шелепиха" - "Раменки" от 2,5 до 5 минут (1 из 3-х поездов шёл на "Деловой центр").
V. 21 июня 2018 года для пассажиров открылся участок "Раменки" - "Рассказовка", протяжённостью 15.3 км, который включил в себя 7 станций, новое электродепо ТЧ-18 "Солнцево" для обслуживания исключительно Солнцевской линии. Депо ТЧ-3 "Измайлово" прекратило обслуживание данной "ветки". На линии также продолжали ходить поезда "Москва" от будущей БКЛ, т. к. движение по соединительной ветви на "Петровский парк" по-прежнему сохранялось.
1. К "Деловому центру" поезда заезжали 1 раз в 10 минут (каждый 4-й поезд). Это позволило сократить интервалы на основном участке до "Рассказовки".
2. Открытие новых станций Солнцевской линии привело к большей её заполняемости, а т. к. она не ведёт в центр, основная масса людей делала пересадку на "Парке Победы", чтобы доехать до Кольцевой линии (ст. "Киевская"). Из-за этого на участке Арбатско-Покровской линии "Парк Победы" - "Киевская".
3. Основной участок линии прошёл по Мичуринскому проспекту (далее переходит в Боровское шоссе). Это означает, что взят курс на Внуково.
VI. 30 декабря 2018 г. была открыта станция "Савёловская" Большой Кольцевой линии. До неё было продлено совместное движение поездов.
VII. 12 декабря 2020 г. было запущено движение по новому участку БКЛ "Хорошёвская" - "Мнёвники", а также открыта станция "Деловой центр" Солнцевской линии. В связи с этим поезда из "Рассказовки" были перенаправлены на "Деловой центр".
1. На БКЛ образовалось новое вилочное движение: по основному маршруту ("Савёловская" - "Мнёвники", с 2023 г. - целое кольцо) ходит большинство поездов. На "Деловой центр" поезда заходят с большим интервалом.
2. В 2027 г. участок "Деловой центр" - "Шелепиха" будет задействован Рублёво-Архангельской линией (№ 17).
Пыхтино
1. Между существующей станцией "Рассказовка" и аэропортом Внуково расположится ст. "Пыхтино" рядом с одноимённой деревней и ЖК "Солнцево-Парк". Жителям жилого комплекса станет проще добираться до метро: оно будет в шаговой доступности.
2. После "Пыхтино" метропоезда и вовсе выйдут на поверхность для пересечения реки Ликова: там построили метромост.
3. Затем поезд опять зайдёт под землю и прибудет на станцию "Аэропорт Внуково".
Аэропорт Внуково
1. Станция метро будет находится прямо в аэропорту, что особенно удобно для пассажиров. Теперь добраться до центра не составит труда. Да, придётся делать пересадку на другую линию, но это всяко лучше, чем ехать на автобусе и потом пересаживаться на метро или на аэроэкспрессе до Киевского вокзала за 500 рублей. Но о нём позже...
2. Рядом с метро есть станция аэроэкспресса, а вот в сам посёлок Внуково метро не придёт. Возможно, будет удобнее пользоваться соседней станцией "Пыхтино".
3. В сети уже появились фотографии станции метро "Аэропорт Внуково".
4. Интервалы движения будут около 7-10 минут, т. к. до "Внуково" будет идти каждый третий поезд, остальные будут по-прежнему оборачиваться на станции "Рассказовка".
Метро - конкурент "Аэроэкспресса"
1. Сейчас "Аэроэкспресс" от Киевского вокзала (или от "Аминьевской") до Внуково стоит 500 рублей. Прогнозируется значительное снижение пассажиропотока, хотя и сейчас его заполняемость невысокая. Интервал 1 час несопоставим с коротким интервалом метро.
2. По-хорошему их во Внуково (после открытия метро) нужно отменить и направить по маршруту Павелецкий вокзал - Аэропорт Домодедово, организовав там тактовое движение с интервалом 15 минут (вместо 30). Только стоимость снизить с 500 хотя бы до 200-250 рублей. Тогда это будет неплохая альтернатива автобусу: и пробок меньше, и комфортнее, и цена ненамного выше.
Что изменит метро во Внуково?
1. Прогнозируется снижение нагрузки на 5% на Киевском шоссе и на 12% на Боровском.
2. В принципе, Солнцевская линия идёт параллельно Киевскому направлению железной дороги в отдалении 1-2 км. По нему, кстати, совсем скоро запустят движение по МЦД-4.
3. Солнцевская линия отдалится от границ МКАД на целых 13 км! Она уйдёт от МКАД дальше, чем любая из других линий Московского метрополитена.
Спасибо за прочтение статьи.